Зачем мы ходим на работу?

Nov 27, 2019 09:25



Вступление

Наш Премьер никак не может отделаться от идеи уменьшения рабочих дней в неделе с пяти до четырех и он к ней возвращается и возвращается. Получается так, что ему в действительности кажется, будто работа - это что-то самое неприятное в жизни людей и потому ему, Премьеру, чтобы остаться в памяти потомков, надо постараться сделать для граждан России что-то очень и очень хорошее и приятное, то есть, сократить проклятую рабочую неделю с пяти до четырех.

Работа для граждан Японии.

Как-то я посмотрел по каналу «пятница» телешоу «Мир наизнанку» журналиста Дмитрия Комарова о Японии. Япония - странная и малопонятная для меня страна, образ жизни в которой для меня является абсолютно неприемлемым, несмотря ни на какие ее достижения. Япония - это страна, где люди только и делают, что работают и работают по десять - двенадцать и более часов в сутки. Даже домой после работы не уезжают, а ночуют в «клетушках-капсулах» специальных гостиниц муравейников, разбросанных по Токио, чтобы утром опять на работу.

В фирмах Японии даже введена специальная должность работника фирмы, который выгоняет японцев с работы после десяти вечера. У них даже спать разрешено в рабочее время, но только лишь на своих рабочих местах. И Япония теперь, это самая изможденная от непрерывного труда страна мира с одним из самых высоких в мире жизненных уровней и с самым высоким в мире числом ежегодных самоубийств своих граждан.

Лозунг японца простой: жить, чтобы работать, а работать, чтобы… Что?! Не знаю, не берусь судить.

Странная получается вещь, если задуматься. Двадцатый век, вошел в историю человечества на земле настоящим «апогеем» классовой борьбы между наемными рабочими и их хозяевами за сокращение рабочего времени с десяти-двенадцати часов до семи, восьми или даже до шести часов для вредных производств.

А вот двадцать первый век, судя по Японии и некоторым другим еще странам, преимущественно азиатским, пошел другим путем, путем добровольного увеличения наемными работникам своего законного рабочего времени с шести - восьми часов до двенадцати и более часов.

Даже больше: японские женщины на работе теперь ходят только в памперсах. И ходят в памперсах с единственной целью - чтобы физиологические потребности собственного организма исполнять, не отходя от своего рабочего места.

Что это, как не бред?! По моему, да!

Ведь я еще помню, как в СССР активно проводилась политика сокращения рабочего дня для того, чтобы у каждого человека страны появилась возможность для его полного самовыражения не только на производстве, но и в сфере искусства, культуры, спорта, отдыха, чтобы жизнь наших граждан СССР стала бы более интересной, более насыщенной и более содержательной. Но это было давно и сейчас уже считается неправдой.

Поэтому я решил вспомнить наши советские рабочие субботы и советские сверхурочные часы.

Советские рабочие субботы.

В СССР на промышленных предприятиях суббота чаще всего была рабочим днем - надо было делать план. А выполненный план, это министерская премия всем работникам завода, это тринадцатая зарплата, это фонды на строительства жилья и социальных объектов для завода. То есть, с помощью производственного плана Советские предприятия осуществлялся принцип социализма в стране - сколько заработал, столько и получил; чем лучше работаешь, тем больше получаешь.

А план тогда бывал по объемам и по номенклатуре, и по срокам изготовления. Поэтому в субботу чаще всего работали по показателям плана - подчищали его срочные заказы. Но работали обычно не полный рабочий день, а сокращенный, до обеда. Поэтому приказа о рабочем дне по заводу обычно не делали, а ограничивались распоряжениям по цехам. Делали это так для того, чтобы не платить за выходы по субботам по закону о работе в выходные и праздничные дни, когда предусматривалась более высокая тарифная оплата за работу. А распоряжения по цехам давало возможность оправдания случившихся вдруг несчастных случаев с работающими в субботу.

Работали по субботам обычно до двух часов дня. И работали в основном цеха и некоторые ИТР, которых назначало свое начальство в качестве дежурных по цеху. А платило этим ИТР обычно из премиальных за выход и. В цехах за выход платил сам начальник цеха из своих соображений. А директор в пятничную оперативку всегда задавал один и тот же вопрос присутствующим:

-- Те, кто выходит в субботу - список на стол секретарю…

И руководители цехов и отделов знали, что, если у них никто не выйдет на работу в субботу, то это чревато неприятностями с Генеральным директором. Поэтому от греха подальше лучше вывести людей. Не всех, конечно же. Но несколько подразделений на срочные работы все-таки надо бы вывести. Зачем начальство лишний раз раздражать?

Ведь по субботам и само начальство заводское выходило и, естественно, по проблемным цехам обязательно пройдется и проедется. А как же иначе?! И по итогам своего «проезда» по цехам потом в понедельник обязательно скажет. Про кого одобрительно, про кого язвительно, а кого и в открытую «отматерит».

А одним из самых проблемных цехов на нашем заводе тогда был, так называемый ЦМК, или цех сварных металлоконструкций, девяти пролётная громада « блока цехов» под одной крышей с численностью работающих около тысячи человек. В этом цехе долгое время работал и я на самых различных должностях, начиная от мастера и кончая заместителем начальника цеха.

Любая «субботняшняя» работа в цехе заканчивалась выпивоном. Часов до двенадцати рабочие обычно работали активно, а потом начинали «соображать» и к двум часам все в цехе выпивали, «зажевывали», кто чем, и спокойно шли домой. И ничего с выпивкой по субботам поделать не могли. Потому что большинство рабочих выходили в субботы именно для того, чтобы после работы выпить.

И вот однажды к нам в цех в субботу приехало все заводское начальство в лице Генерального директора, директора по производству, Главного инженера, предзавкома и парторга завода. Все начальство группой идет по пролетам, наблюдая, как идет работа. Начальство сопровождает начальник цеха, зам по производству, зам по подготовке производства, механик и энергетик цеха. Ну и мастер того пролета, по которому мы идем.

Заходим на один пролет, а там рабочие сидят, не работают. Генеральный сразу к начальнику цеха:

-- В чем дело? Почему не работаете?

Начальник цеха с тем же вопросом к мастеру. Тот разводит руками, крановщица, мол, в туалет пошла - с животом у нее что-то сегодня?

Что здесь поделаешь - непредвиденное обстоятельство. Такова она, жизнь! Не попрешь против ее законов, не попрешь! Потому всегда и строили во всех цехах советских заводов общественные туалеты. И мужские, и женские, и даже женские гигиенические комнаты. Вот и стоит теперь все заводское начальство и ждет эту крановщицу, которая пошла по своим делам в туалет.

И вот она наконец-то возвращается, идет, высокая стройная, красивая молодая женщина лет тридцати со свободно раскинутым по плечам темными волосам и в тщательном подогнанном по фигуре комбинезоне.

Начальник цех, разъяренный присутствием такого большого количества высокого начальства у него на одном пролете, который стоит из-за какой-то смазливой крановщицы, подбегает к ней и кричит чуть ли не матом:

-- Ты где шляешься?! Ты что, не видишь - из-за тебя весь пролет стоит?

Она, не останавливаясь ни на секунду, окинула его снизу вверх пренебрежительным взглядом уверенной в себе женщины, и спокойно произнесла:

-- Пошел ты на «х…й», придурок недоделанный! Мне что, уже и в туалет сходить нельзя?

Начальник цеха оторопело открыл рот - так с ним еще никто никогда не разговаривал. Да еще в присутствии большого начальства.

А она демонстративно поджала губы, подняла кверху свой точеный подбородок, прищурила тщательно подкрашенные глаза (надо сказать, что крановщиц в цехе было несколько десятков женщин, все молодые и все красивые ) и с гордо независимым лицом прошла мимо начальника цеха и всей «кучки» высокого заводского начальства. Генеральный директор не выдержал и зажал рот ладонью, чтобы сдержать рвущийся изо рта неудержимый смех, остальные «начальники» из свиты Генерального сделали то же самое.

PS Прошло много времени, завода нашего давно уже нет, а эта прошлая история у меня никак не хочет забывается. И сейчас после просмотра ТВ-шоу про Японию, вспомнились снова. Да, это не нынешняя японская соковыжималка неизвестно ради чего. У нас в те времена все было по другому и такого яркого единения интересов рабочего коллектива завода и начальства я больше не помню.

PPS На заглавном фото к статье Премьер министр Японии спит в вагоне метро
по дороге домой с работы. Время в этот момент 22 с лишним часа.

©

Если вы желаете поддержать блог, то сделайте вклад на развитие удобным для вас способом:






работа, производство, общество, народ

Previous post Next post
Up