Операторы сотовой связи - компании, чья ежегодная прибыль исчисляется десятками миллиардов рублей (выручка - сотнями): большинство из нас буквально живёт в гаджетах и терабайты мобильного трафика от каждого позволяют владельцам «большой четверки» регулярно иметь свой хлеб с маслом и осетриной.
Продвинутая бабушка
Сообщества негодующих потребителей тем временем полны историями, которые в некоторой степени проливают свет на природу такой завидной маржи. Вот в одной из таких групп пользователь, назовём его Василием, рассказывает о то, как его бабушка по версии оператора сотовой связи, несмотря на свои почтенные годы оказалась очень продвинутым пользователем их услуг. «Она звонила довольно редко и не заходила со своего устройства в интернет. Тариф был очень старый - ему было лет пять или около того. Тем не менее, весной она пожаловалась на то, что деньги с неё списываются очень быстро, и в конечном итоге обслуживание в месяц обходится ей в копеечку», - рассказывает Василий.
Его нехитрое расследование показало, что оператор всего лишь изменил стоимость звонков на старом тарифе, о чём пенсионерку, разумеется, уведомлять должным образом никто не собирался. К слову, здесь мы встречаемся с первой хитростью всех без исключения операторов: закон их, конечно, обязывает уведомлять о всех изменениях условий договора, что они и делают… в личном кабинете клиента, например. Где-нибудь в укромном уголке сайта, где не всякий внимательный глаз задержится. Формально процедура оповещения соблюдена. В том числе и когда соответствующая новость появляется на официальном сайте. Читатель, как давно ты заходил на официальный сайт своего оператора? То-то же.
Василий решил изменить тариф любимой бабушке, выбрал самые щадящие условия, но…
«Спустя ещё какое-то время выяснилось, что деньги продолжают списываться, причём в большем размере, чем должно по тарифу, - написал наш герой. - При том, что бабушка так же, как и раньше мобильным пользовалась совсем немного. Я скачал детализацию расходов за месяц, чтобы понять, куда идут деньги. Оказалось, что мой оператор без моего ведома подключил целых три услуги, включая подписку на развлекательный контент. Никаких подтверждающих смс-сообщений не приходило».
И вот такой поворот - уже «общее место» для всех операторов сотовой связи без исключения. Платные подписки каким-то чудесным образом подключаются «самим клиентом», который, разумеется, в это время ни сном ни духом. И процесс доказательства несанкционированного подключения платной услуги, как признают жертвы обмана, крайне трудоёмкий. Богатые ОПСОСы могут позволить себе содержать штат юристов, прекрасно ориентирующихся в гражданском праве и готовых подстраховать своё начальство.
«По статистике, большинство незапланированных списаний средств за подключение к платным подпискам происходит посредством отправки с мобильного устройства «USSD команд», сообщений на короткие номера, чем кстати очень часто пользуются киберпреступники, - рассказал «Русской Планете» вице-президент бизнес-сообщества «Опора России» Павел Сигал. - Всего этого можно было бы избежать, если бы попросту ликвидировать подобные опции, но наличие «кнопочных» телефонов делают это решение невозможным».
Что умеют простые ворота?
Правда, порой такая наглая уверенность в собственной безнаказанности приводит к совсем уж абсурдным ситуациям. В прошлом году на одном популярном развлекательном сайте, где гости делятся друг с другом занимательными историями, появилась такая очередная, достойная камеры Хичкока или Кинга.
Один наш соотечественник, назовём его Пётр, решил оснастить ворота на въезде с садоводческое товарищество специальным GSM-реле для управления ими с мобильного телефона. «Реле успешно пережило зиму, но в конце апреля вдруг перестало отвечать на звонки. Оказалось, что баланс сим-карты стал нулевым. Сделав детализацию, я обнаружил, что мои ворота подписались на три платных сервиса<оператора>, причём, по мнению <оператора>, они это сделали осознанно, ведь "Подключение к данным подпискам не могло произойти без согласия владельца"».
Скажете, бред? Однако Петру, с его слов, пришлось потратить значительное время, чтобы убедить сотрудницу поддержки, что ворота на въезде в садовое товарищество действительно никак не могли подписаться на платный контент. А потом составить претензию и спустя почти месяц получить деньги обратно.
Однако самый резонансный случай массового списания денег абонентов случился в этом месяце. В полицию и Роскомнадзор обратились десятки граждан, которые лишились денег после участия в «беспроигрышной лотерее» или «опросе с гарантированным призом». По тут сторону матрицы требовали всего-ничего - заплатить комиссию «за перевод документов» и ввести данные банковской карты. После чего содержимое карты успешно переводилось на сим-карту оператора, где и выводилось через «личный кабинет».
«Есть впечатление, что уязвимость была создана оператором осознанно, чтобы продемонстрировать рост ARPU (средней выручки с абонента в месяц) и оборота, который может достигать за месяц нескольких процентов»,- приводит «Коммерсант» мнение аналитик Mobile Research Group Эльдара Муртазина.
«Кардинально решить эту проблему можно было бы возложением ответственности за несанкционированные списания средств на оператора - в полном объёме, по примеру банковского сектора, - предлагает Павел Сигал. - В этом случае останется лишь придумать механизм, как абоненту доказать, что он действительно не совершал осознанных действий по переводу своих денег кому-либо».
©