Если окликнуть женщину, стоящую к вам спиной, то она обычно поворачивает только голову. Но если в той же ситуации позвать мужчину, то он обернется всем телом.
Это связано с очень древним защитным рефлексом “бей или беги”, который сохранился у мужчин еще со времен каменного века, когда опасности подстерегали небольшие человеческие сообщества на каждом шагу. Даже если мужчине ничто не угрожает, при оклике весь его организм на глубинном уровне все равно мобилизуется для устранения гипотетической угрозы: выделяется адреналин, учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление, усиливается потоотделение, сознание концентрируется на источнике опасности. Правда, большинство мужчин этих изменения даже не почувствуют.
У людей, прошедших испытания войной, рефлекс “бей или беги” натренирован настолько, что даже при малейшей опасности или намеке на нее, в кровь вбрасывается норадреналин, так называемый гормон ярости. Происходит это от того, что бойцов учат на страх реагировать гневом, то есть реакцией “бей”.
Это приводит к тому, что вернувшись к мирной жизни, человек перестает отличать реальную угрозу от вымышленной и начинает острее реагировать на повседневные безобидные раздражители, вроде звука фейерверка и гула самолета, что в свою очередь со временем приводит к излишней агрессивности, бессоннице и депрессии.