Интервью Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) для радио Свобода Часть-2

Nov 17, 2017 12:12


Продолжение Часть-2, Начало СМ Часть-1

- Ну вы знаете, что такой режиссер есть?
- Конечно, знаю.

- Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели?

- Вас это удивляет? Раскрученная фигура. Новости читаю.

- «Ученик» - очень жесткий антиклерикальный фильм.

- Это я знаю, сюжет мне известен. Только по пересказу, это не антиклерикальный, а скорее фильм, обличающий агрессивный фанатизм праведности - фарисейство.

- Но вы его никогда не видели? И Путину не показывали?

- Вы изволите шутить?

- Я вам рассказываю, что говорят.

- Мало ли что говорят.

- Тогда объясните почему?

- Потому что, повторюсь, на свете немало лгунов и сплетников.

- Чтобы вам навредить?

- Думаю, по большей части, чтобы создать видимость своей информированности, значимости.

- Кто для вас Серебренников? Враг или оппонент?

- Человек, убеждения которого очень далеки от моих. Возможно, он хороший режиссер. Ничего не смотрел, не берусь об этом судить.

- Когда я просила вас об интервью, вы написали мне в СМС, что интервью не дадите, потому что против вас готовятся заказные статьи. Знаю, что телеканал «Дождь» снимает о вас фильм. Но уверяю вас, он не заказной.

- То есть он сам собой снимается?

- Почему у вас такой стереотип, что статьи обязательно кто-то заказывает? Кто заказывает: Патриарх Кирилл?

- ?

- А кто еще? Просто некому заказывать.

- Был такой человек, которого не упрекнешь в неосведомленности, президент США Рузвельт. Так вот он сказал: «Если в политике что-то происходит, то даже не сомневайтесь, именно так было и задумано». Телеканал «Дождь» - это политика, и политика в первую очередь.

- Насколько я понимаю, телеканал «Дождь» снимает этот фильм, потому что вы играете большую роль в политике.

- Это ирония?

- Да, везде же пишут, что вы духовник президента. А вы же никогда это не отрицаете.

- Телеканалом «Дождь» заказан фильм. Сейчас будет большой поток подобных фильмов, статей про Русскую Православную Церковь. Знаем об этом, в курсе. Нормально, спокойно к этому относимся.

- Зачем этот «заказ»?

- Церковь - это особая структура в современном российском обществе и в русской истории. Есть люди, которые считают, что надо максимально ослабить ее влияние.

- Влияние на власть?

- На народ в первую очередь.

- У нас в России всем управляет власть.

- Здесь мы с вами несколько расходимся. По моему скромному мнению, и в России, и в мире всем управляет Господь Бог.

- Люди во власти у нас же сейчас все верующие.

- Все? Нет, конечно.

- У «Дождя» всего 70 тысяч подписчиков. Так что влияние не очень большое.

- Газета «Искра» в свое время издавалась еще меньшим числом экземпляров. Но с ее помощью успешно разожгли пламя. Так что у ребят из «Дождя» еще ничего не потеряно.

- Вы в плену «теории заговора». Интерес к вам - чисто журналистский. Вот меня, например, интересует один вопрос. Вы в молодости, когда учились во ВГИКе, читали «Архипелаг Гулаг», самиздат. Почему вы так доверяете КГБ, ФСБ?

- В чем это выражается, по-вашему? Особенно про КГБ поподробней.

- Для меня это одно и то же. Ведь вы же не опровергаете, что вы - духовник Путина?

- Я уже не раз говорил, что по вопросам христианства, Православия Владимир Владимирович Путин имеет возможность консультироваться с немалым числом компетентных людей - от Святейшего Патриарха до простых священников и мирян. В числе таких священников и ваш покорный слуга, это действительно так. Президент регулярно бывает на Валааме, общается с известными духовниками Афона. Впрочем, говоря о духовнике, вы, конечно же, имеете в виду какую-то зловещую личность, способную оказывать особое влияние на президента. Ваше полное право сколько угодно фантазировать на эту тему или сочинять любые самые захватывающие сказки, но дело на самом деле лишь в том, что такого человека в природе не существует. Хотя бы потому, что президент, и это общеизвестно, не терпит никаких ни прямых, ни косвенных попыток влияния на него. Предполагать такое - просто смешно. Это понимает любой аналитик, непредвзято следивший за деятельностью президента за все годы его публичной жизни в политике. Остальное - для любителей конспирологии и теорий заговоров. Кстати, все это мне многократно, до оскомины приходилось повторять.

- Но вы знаете президента?

- Ну кто ж у нас его не знает? Ну хорошо: имею счастье быть немного лично знакомым с ним.

- Ну, тут вы лукавите.

- С какой стати? Простите, если я говорю, что немного его знаю, то это значит лишь то, что я действительно лишь немного знаю Владимира Владимировича Путина. Кто готов заявить, что знает нашего президента в полной мере, пусть первый бросит в меня камень.

- Кто первый написал, что вы духовник президента? Не вы сами?

- Нет, конечно. Я знаю этого журналиста. Не буду сейчас называть его имя. Я с уважением к нему отношусь, хотя тогда, лет шестнадцать назад, когда он впервые написал нечто подобное в своей статье, я был страшно на него раздосадован.

- Вам помогает то, что вас в СМИ называют духовником президента?

- Я на это не обращаю внимания.

- Вот, вы приезжаете, например, в Екатеринбург, и все высокопоставленные чиновники сразу к вам бегут.

- Зачем же вы преувеличиваете? Таким вот образом и рождаются слухи. Я приехал в Екатеринбург как руководитель проекта «Россия - моя история» на открытие нашей экспозиции в городе. Как член президиума Президентского совета по культуре и искусству и как председатель Патриаршего совета по культуре. Невесть какая важная птица, но все же. В аэропорту меня встречал мой собрат-архиерей и чиновники из губернской администрации, ответственные за открытие местного исторического парка. С ними мы сразу по дороге в город провели совещание, обсуждая детали открытия парка и дальнейшую работу местных историков и экскурсоводов. На открытии действительно присутствовал губернатор. Но в других регионах губернатор иногда присылал своего представителя.

- Вас не смущает, что в России власть преследуют инакомыслящих?

- В этом вопросе есть принципиальная разница между советским и нашим временем. В советское время мы знали конкретных людей, которые были репрессированы за инакомыслие по политическим статьям. В первой половине ХХ века это были, скажем, известные всем новомученики. Позже, уже на нашей памяти, все в стране знали таких людей, как Александр Исаевич Солженицын, Зоя Крахмальникова, Александр Огородников (известный православный диссидент, организатор Христианского семинара, отсидел более 10 лет. - З.С.), а в Церкви молились за Виктора Бурдюга (в 1982 осужден на четыре года лагерей за хранение и распространение антисоветской литературы. - З.С.), Николая Блохина (в 1982 году осужден на 3 года лагерей за хранение антисоветской литературы. - З.С.). Троих последних я знаю лично. Но сегодня мне просто неизвестны имена людей, заключенных в лагеря и в тюрьмы за свои убеждения.

- У вас, наверное, нет возможности следить за этим, но подобные дела сплошь и рядом фальсифицируются, и у нас такие же политзаключенные, как тогда. Их меньше, но они есть. Церковь должна заступаться за невинно осужденных.

- Вы все же хотите, чтобы мы возглавили диссидентское движение?

- Это было бы уж слишком. Я так понимаю, что вы были за присоединение Крыма.

- Да.

- А война на Донбассе?

- Это ужасно.

- Вы слышали об украинском кинорежиссере Олеге Сенцове, которого осудили на 20 лет за то, что он якобы хотел взорвать памятник Ленину в Симферополе? За него вступался кинорежиссер Александр Сокуров. Вы должны знать, что государство сегодня, может, не в том масштабе, но в принципе делает то же самое, что делало раньше.

- Слышал в новостях.

- Другой вопрос: кто вам ближе, митрополит Филипп Колычев или митрополит Сергий (Страгородский)?

- Митрополит Филипп был великий святой и удивительного мужества человек. Он обличал царя в совершенно очевидных для всех злодеяниях. Но перед ним не стоял выбор, который более всего терзал митрополита Сергия. Митрополит Филипп знал, что он обличит Ивана Грозного и погибнет, но Православие и Церковь сохранятся. У митрополита Сергия выбор был другой: первый вариант - сохранить Православную Церковь в легальном пространстве Советской России. При этом придется пойти на самые тяжелые компромиссы, для того чтобы не дать захватить Россию вслед за большевиками еще и обновленцам, деятельность которых, поощряемая богоборческим государством, вела к замене Православия на псевдохристианство, проповедуемое обновленцами. Подобные случаи в истории Вселенской Церкви известны. В дальнейшем, как известно из той же истории, возвращение к Православию, к истинному христианству в народах, испытавших подобные перипетии, уже невозможно. Митрополит Сергий прекрасно знал это и, сохраняя Церковь, выжидал время, чтобы восстанавливать из оставшихся после репрессий крох церковные институты.

Второй вариант действий, предлагаемый митрополиту Сергию, - отказаться от легального существования Церкви, героически погибнуть вместе со своими сподвижниками, остаться безусловным героем в веках. Но при этом будет открыта возможность беспрепятственного и безальтернативного укрепления в стране подмены христианства - обновленчества в различных его видах. При этом поместная Православная Русская Церковь с большой долей вероятности и, быть может, навсегда будет полностью уничтожена в своей иерархии. Такие примеры известны в истории.

«Пусть мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза», - эти слова сказаны святым Патриархом Тихоном. Их, безусловно, мог бы повторить и митрополит Сергий. Сам он говорил: «Самое легкое для меня сейчас быть расстрелянным». Конечно, мы не можем сейчас утверждать, была бы сохранена поместная Русская Церковь, если бы пошла по другому пути? Может быть, несмотря на тотальное засилье и власть обновленцев, на всемерную поддержку их государством с его всепожирающей репрессивной машиной, Православие смогло бы возродиться в девяностых годах из сохранившегося подполья. Но это все только предположения. Те люди жили в том времени и в тех реалиях. Они были ответственны за Церковь перед Богом, и они будут отвечать за свои решения и поступки на Страшном суде. Повторюсь: не нам их судить!

С епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым) беседовала Зоя Светова
©

Начало СМ Часть-1




Радио Свобода, СМИ, культура, Православие, общество, Христианство, Шевкунов

Previous post Next post
Up