В этом убеждает своих слушателей патриарх Кирилл (
здесь). По его словам, на последнем Поместном соборе высказывалось предложение выработать механизм принятия важных решений в РПЦ. Откликаясь на это предложение, Синод обратился к опыту Собора 1917-18 гг. и учредил Межсоборное присутствие. Оно выступает как организатор всецерковного обсуждения будущих решений. Здесь они вырабатываются, а потом принимаются Архиерейским собором. МСП, по словам патриарха, - эдакий малый поместный собор. "Вот так мы теперь работаем на общецерковном уровне,"- заключает патриарх. Поэтому-то решения Архиерейского собора - "это не решения, которые Патриарх или Синод спускают сверху, - это решения, которые вырастают снизу."
Парадоксальным образом, никому неподконтрольный, ни перед кем неотчитывающийся и никем неизбираемый Архиерейский собор оказывается исполнителем воли церковного народа. Его решения - это исходящие от нас решения. Механизм принятия важных решений в РПЦ - не келейный, как в этом часто упрекают нашу высшую церковную власть, а открытый и гласный.
Увы, эти заявления, в лучшем случае, можно квалифицировать как самообман.
Во-первых, многие важные решения в РПЦ принимаются не Архиерейским собором, а Синодом. Кем и как они обсуждаются, одному Богу (надеюсь, хоть Ему!) известно.
Во-вторых, далеко не все решения Архиерейского синода обсуждаются и готовятся Межсоборным присутствием. Важнейшие вопросы (например, внесение поправок в устав РПЦ) Присутствию просто не доверяют. А если доверяют (как в случае с митрополиями), то эти поправки не обсуждаются.
Наконец, в-третьих, темы для обсуждения в комиссиях Межсоборного присутствия спускаются сверху. Присутствие обсуждает не то, что волнует церковный народ, а то, что считает нужным обсудить высшее церковное начальство. К тому же комиссии Присутствия могут публиковать для обсуждения такие проекты, где основные параметры решения уже заданы, где сквозь сырые формулировки отчетливо видно, чего хочет добиться начальство.
Вот и получается, что механизм принятия важных решений прямо противоположен тому, каким его преподносит предстоятель РПЦ. Решения Архиерейского собора - это отнюдь не решения, которые вырастают снизу, а все те же решения, которые спускаются сверху. В этом отношении, они мало чем отличаются от решений Синода и патриарха.