Трещотка против начетничества и догматизма

Jul 06, 2016 17:39




Каждая весна оседает в архивах откладываемыми на потом, еще дальше на потом и так и не выкладываемыми вовсе картинками. Со временем присмотришься уже, а вроде и ничего особенного. Или просто забудешь, что там недообработалось. Но этих трещоток я откладывал попервоначалу уже обработанными, чтобы набраться сил и написать в главу в книжку для своего брата чайника и сестры чаевницы про один из устойчивых мифов в сфере птичьего фотографирования…



… а потом глядь - уж три года лежат. Не, всерьез не соберусь мануал писать, так намеком. Потому что симпатичные птички, чего им киснуть.

Речь там собирался вести про то, что всякий сравнительно успешный в этом деле фотограф со временем начинает проповедовать. В хорошем смысле слова, потому что смотрящие и начинающие массы требуют делиться своими секретами мастерства, а наш брат (и особенно сестра) - они люди такие, отзывчивые почти все и добрые, вот и отвечают, собравшись с силами. И абсолютно все из них, не знаю ни одного исключения, ранжируя свои приемы и хитрости, начинают с того, что первый и простейший способ фотоохоты называется «С подхода». И дальше про то, как медленно походить, а лучше подползать. И это совершенно устаканившееся утверждения привело к внедрению в массы устойчивого, замшелого и в чем-то даже вредного мифа об обязательности именно такой первой своей активности в дикой фотографии. (Особенно из-за того, что многие новые мэтры следующие главы и не пишут вовсе, в чем хорошо их понимаю.)

Вред в чем. А вот идет по весне неофит с камерой любого качества в поле-лес. А весна везде хорошо и обильна. И начинает подходить и щелкать. Птичка от него отлетает, он за ней гоняется. Нащелкает много, начинает гоняться за следующей. И так день за днем, копя видовое разнообразие в своей коллекции. Но вскоре выясняется, что и камера, вроде, такая же, и птички те же, ан что-то не то. Наверное, решает, нужно все-таки ко второму способу переходить - к засидке. Или плюет на это дело и относит камеру на барахолку.

Мой тезис в том, что лучший начальный способ работы с птичкой и сопутствующей живой мелочью - это никакой не с подхода, а с сидения-ожидания. Подход - он как естественный физиологический этап, куда-то дойти и что-то увидеть. Возможная подготовительная стадия - вообще без фото, погулять и поглядеть, что где роится, и эти места запоминать.

02. Чтоб не скучно - еще одна трещотка с того же сидения, что и первая.



Подход по двум позициям не очень-то интересен.
1 - Вы птичку вспугнули в большинстве случаев. Она отлетела - вы за ней, и там уже ей не очень-то и интересно, она дальше улетела. Интересно ей было на первом месте.
2 - Разгуливая, вы упускаете большой пласт сюжетный, тех, кто не вспугнулся, а напротив, притаился.

А простейшее сидение выглядит так. Идете и поглядываете по сторонам, чтобы заметить, на какой точке есть явная активность. Лучше издалека это обнаруживать. Выбираете место не просто с активностью, но и с хорошим светом-фоном и чем угодно еще на личный вкус. Теперь туда направляетесь, птичка или птички улетают, но вы не за ними, а здесь же уютно усаживаетесь и начинаете стадию ожидания. Базис простой - раз именно здесь птичка была (а особенно, если вы, издалека посматривая, не раз их именно здесь видели), так ей именно здесь что-то нужно. Сидящий мирно наблюдатель ничем особенным ей не страшен. То есть так - при прочих равных она бы в другое место вернулась, но прочие-то не равны, вы же заранее привлекательность этого места выяснили. Значит, птичке нужно самую малость преодолеть в себе остаточную неприятность соседства с вами, чтобы сюда же и вернуться. В чём ей можно помочь - не дергаться особо, вилками не стучать, в идеале, конечно, не сидеть, а лежать. Стоять нельзя. Пить-курить можно.

Здесь нашего начинающего фотографа ждет нешуточное испытание. А потому как трудно сидеть на пустом месте, когда вот неподалеку есть птички, и с другой стороны есть, а здесь никого. И, честно говоря, есть вероятность, конечно, что вы просто так просидите. Хотя по весне, да на опушке смешанного леса, оно очень маловероятно.

03. Мои трещотки вернулись минут через 10-15. Не мало, конечно, но после этого я для них перестал существовать. (Еще раз - не дергаться и не стучать, чихать в рукав можно).



Что их привлекло именно здесь? Кажется, черемуха на картинках расцветает. Липкие листки и соцветия, вот, скорее всего, всякая съедобная мелочь прилипает, которой птички и интересуются. И прилетели не только трещотки. Здесь же крутились зарянки, зяблики, трясогузки, мухоловки. Ну и дрозды со временем пообвыклись, тоже в кадр входили-влетали. Этих на уровне стандартного подхода можно было наделать.

Но еще большая ценность сидения - просто на одной точке целенаправленно понаблюдать жизнь ближайших окрестностей. Здесь, в частности, выяснилось, что местная мышка (которая схоронилась при вашем появлении) раз в пять минут бегает туда-сюда через ручей, там ветка перекинулась. При интересе - готовый и гарантированный микро-проект. Расчистить то место, отодвинуть ветки, чтоб солнце правильно падало, фон убрать, залечь - мышка ваша в прыжке на переправе. Ну, это уже на два-три дня, юркая потому что.

И еще здесь же выяснилось, что ближайший соловей поет в очень симпатичных кустах неподалеку, невысоких и не очень густых. А со временем начинает в тех кустах точку пения менять. Иногда замолкает, но потом продолжает. Заранее очевидно, что он ваш. Соловей, вообще, одна из самых толерантных птиц. Поэтому, как надоело сидеть с трещотками, идем, знаем куда, - к тому соловью. Где и какие у него конкретные точки, за час примерно понятно стала. Там и ждем, хотя он и не поет, но мы же знаем, что здесь он. Точно - выходит (молчит, когда кормится на земле), мы его портретируем.

04. Хотим - в стандартный профиль



05. Хотим - в необычный анфас



Просто тушек соловьиных сколько угодно можно наснимать при желании.

В результате за час-полтора сидения-ожидания вы отснимите и обычных птичек, за которым будете бегать «с подхода», и вполне себе симпатичных трещоток, которые никогда так с подходу не дадутся. Воодушевления начинающим камрадам будет много больше.

Как честный человек, я чистые эксперименты еще четыре раза ставил. Результат - 3:1 в мою пользу. Причем из неудачного случая можно было свою выгоду извлечь, но она пусть у каждого своя будет.

Еще короче - идем в лес, поле, болото и там садимся и ждем. И не дергаемся. Раз не получилось - второй и третий есть в запасе. Только внимательно смотрим и слушаем по сторонам. Может, через час лучше будет куда-то пересесть.

Wood Warbler, Phylloscopus sibilatrix. Thrush nightingale, Luscinia luscinia. Moscow, Russia. May, 2013

luscinia luscinia, thrush nightingale, пеночка-трещотка, фотоанималистика, соловей, wood warbler, phylloscopus sibilatrix, Терлецкий

Previous post Next post
Up