Глава 13. Чайник под водой (часть 1-я)

Dec 18, 2013 23:07



Наконец сподобился поснимать под водой. И не больно-то хотелось… Но история такая. Задумал давно уже написать книжку про фотоанималистику для чайников. Тому много препятствий, но если ничего не делать, так ничего точно и не будет, а так - хоть и не будет, а себе приятно что-то поделать. И, конечно, восстало тематическое противоречие. Жанров много, как пропустить в толстой книжке. Макрушную тему для себя еще в том году закрыл, нарядившись чайником по этому делу сначала днем, а потом и ночью. Нормально. От зала славы макроклуба далеко, но зато из собственной шкуры, а не по чужим словам, других поучать удобнее.
Да и вообще, я чайников увлеченных очень уважаю. Поэтому побывать таким еще раз даже интересно, когда ничего про это дело не знаешь. Но общие-то соображения никуда не денутся, вот их и проверить.
Пусть это будет, например, 13-я глава. Первой, скорее всего, просто не будет. Неохота очень писать, кому она и зачем, и с чего я так уж люблю нашу мать природу.

В отличие от всех иных жанров чайничество и подводная съемка почти не соприкасаются (на первый взгляд). Потому что там всякие водолазные дела, техника безопасности, свет ставить и много сопроводительной специфики. Но и лишних преград себе придумывать не надо. Нельзя нырять - а мы поверху. В России холодно купаться, а мы на дешевенький курорт. Даже и без вариантов - чемодан, вокзал, Египет.



Многих отпугивает даже проба, потому что всё у них больно дорого. Но это только так кажется. Можно и совсем малой кровью. Без бокса обойдемся, специальные пакетики бывают - Eva-Marina. Говорят - не надежно. Второй закон чайника - фильтровать базар. Под трамваи, к сожалению, тоже многие попадают, и что - жить без трамваемв? У кого рвалась эта Ева, много таких? Ну, авось, и у нас не порвется.

Напутствие на первое погружение получил от Эдуарда Николаева nikolaev_eduard и Андрея Нарчука torchuck (в Диком Журнале как раз про первые опыты этого дела было). А полиэтиленовый пакетик взял у Андриана Колотилина macrolight. Там еще нюанс, что все пакетики разные. Андриан и сам не помнил, под какую камеру у него. А и не страшно, как-нибудь. Мы ж не по заказу какого НГ, а по собственной прихоти. Что не так - забьем лишнее трусами и майками. (На месте я бы и отказался, может, от птичек и прочих приятствий времяпрепровождения отвлекаться, а уж нельзя, перед людьми неловко бы получилось).

Оказалось, что борьба за управляемость, действительно, дело нешуточное, а самое было и противное. До трусов-маек не дошло, но специальный ход под спусковой палец категорически не там был сделан. И страшная гадость - при нажиме пипочки через полиэтилен очень просто было выключить камеру, там рычажок у меня в удобную стороны на выкл стоит. А вот на вкл в воде или очень трудно, или вообще никак. И эта дурацкая проблема заняла несколько первых входов в воду. Местный арабский товарищ посоветовал пакет надуть. Более чем странный совет, правильнее бы было кирпич туда положить, но мало ли… попробовал… - вообще хрень. Прямо в воде ее и сдул. И вот оно, везение, пленка плотно легла на пипочку при сдувании, как приклеилась, и больше первой этой проблемы у меня не было.

А дальше идет методологическая мудрость, когда уже щелкать можно. Очень советую, много где пригодиться может. Заранее придумать, чего вы хотите. Не просто поснимать, а что получить в результате. С таким предварительным списком можно потом оценить плюсы-минусы и вообще предсказуемость действий в новых условиях. Мой wish list был вот каким:

0. Птичка Рыбка крупно и резко. Неважно какая, вообще понять, что главный объект получаем, и не на сотый раз, а с каким-то разумным выходом годных.

1. Несколько рыбок сразу. Техническое продолжение для оценки, насколько глубина резкости мешает жить.

2. Коралл симпатичный, много разных симпатичных деталей наделать при разном свете.

3. Фактура рыбы крупно, чтоб полюбоваться можно было. A-la Нарчук хоть чуть-чуть.

4. Рыба-игла. Здесь случайный выбор - главное, какая-то конкретная рыба, даже если названий их не знать, такая вот желтая, этакая полосатая или та вон толстая. Задача - оценить возможность конкретного действа, потому что рыбок вокруг тьма, а вдруг что захочется специальное, а специальное и не дастся.

5. Что-то с поверхностью. Непонятно заранее, как, но чтобы сыграть на границе вода-воздух.

6. Стандартный кадр с обрывом кораллового рифа и голубой бездной.

7. Кто-то большой, выплывающей из тесной дырки. Это насмотревшись на профи. Они любят такое - коралл чтоб красивый, а оттуда зубастая или какая улыбчивая пасть в красивом обрамлении получающаяся.

8. Собственный «проект». Должен включать в себя чуть больше, чем просто вид. О проектах мы в этой книжке много раз говорили. То самое, про что есть смысл повторять. Самый мизерный, но свой. Герой, сюжет, решение. Что бы ни получилось, а сделать до этого самого, что все-таки получится.

9. Неожиданность внеплановую тоже не упустить.

Пора чем-то разбавить. Незапланированностью (п. 9) лучше всего, чего с нее взять. Вот, пока изучал подходы, кого и за что включать в список, заметил рыбку, подобравшую с коралла окурок, как-то не размякший, и с ним во рту долго плавающую. Это из типичных неожиданностей, подстроить такое специально, наверное, непросто. Хотя выглядело очень потешно. Но встретилось попроще…

№2. Вот вдруг налетела мелочь совершенная, туда в гущу и щелкнул.


Сюжетно выглядит многообещающе. Конкретная реализация сумбурная, но наверняка в какие-то моменты они строятся правильной структурой, может быть хорошо. Извлекаем урок, завязываем узелок. Можно потом специально заняться темой.

Список предварительных пожеланий должен быть не очень большим, но он крайне желателен. (Меня жадность подвела, явно переборщил для первого раза). Вообще, коралловый подводный ассортимент существенно отличается по обилию от птичьего. Поэтому птичнику я бы посоветовал сначала создать свой мини-справочник всех обычных окружающих птиц и их поведение поизучать персонально. А под водой - оно явный тупик. Их всех не отловишь и не запомнишь. Уважаю, кто начнет сначала заучивать, но это он перестанет быть чайником, не пощупав еще всех прелестей этого дела. Я вот специально почти не отбирал рыбок по привлекательности, а только по месту с окружением и свету. Хотя соблазн очень велик начать коллекцию, отвлекает. А и не будем упираться, щелкнул какую особую симпатягу, и опять по плану.

Однако потихоньку по нашему плану пройдемся, что и как, а общие соображения вперемешку.

№3. Вот самая стандартная шармская рыбка. Особых проблем не оказалось. Засекаете, не дергаясь, подплываете, выбираете момент, наводитесь - щелк. При таком стремлении очень большой процент попаданий, если просто рыбку.


Но сразу понятна некоторая неприятность из-за обилия всякого. Рыбка теряется, ее трудно подчеркнуть, отдельно полюбоваться. Когда-то хорош и цветной винегрет, но не всегда же. Начал пробовать рыбку оторвать от окружения, портретировать более выпукло.

№4. Специально поплыл, где всего поскромнее. Результат средненький, но главное - видно, что можно их строить, акценты выбирать. Плюс к плану.


№5. И вот она поинтереснее от фона оторвалась.


№6. И уж, не откладывая далеко, более интенсивный эксперимент. Яркое солнце у самой поверхности и черные дыры в коралловых разветвлениях провоцируют на контрастные картинки. И еще я специально везде высматриваю разные оптические эффекты натурального (не внутрикамерного) происхождения. А при легком волнении близкой поверхности, всяких каустиках, разнопреломляющих средах, да тонкой пленке на рыбке (они же склизкие) дифракция-интерференция должны себя показать. Вот точно, сразу и показали.


Дальше по плану было несколько рыбок. Этот вопрос вплотную к другому, на который по порядку надо было бы отвечать в первых строках. Но у меня никаких оснований нет отвечать заранее, потому как сам напрямую и точно ничего не знаю. Да и вообще, книжка пишется для разболтанного читателя, тыкающего носом в разные места, он везде равновероятно ответы найдет. А потом на отдельной вкладке выжимки для рационалистов. Так вопрос простой - чего с собой под воду брать? Ответ тоже простой (вариант истинного и искреннего чайника) - а пофиг! Берите, что есть. По первому же разу пробуем. Начнете с одних мм, не понравится - возьмете другие. Вообще-то принято советовать пошире что-то. Но мне уж очень наши выдающиеся подводники нравятся с их макро невероятными, потому и в планы вставил специально деталями полюбоваться. Так и взял с собой макро-объектив 105/2.8. При чем здесь 2.8 - не успел испытать, сквозь этот пакет все равно ничего не выставишь. Поставил дырку какую-то наугад для начала. Так, а с этими мм заранее понятно было, что грип поползет. Вот с ним и боролся. И оказалось, действительно - паршиво. Все время кто-то норовил размазаться в кадре, и хорошо бы, чтоб художественно, нет же, совсем в другую сторону ху.

№7. Но вот, наконец, построились.


Галочку в плане ставим, но как-то неинтересно получается. Похоже, с этим стеклом группу такого типа не нужно планировать. Тоже результат, затем и учимся, чтоб знать.

Дальше у нас по плану любоваться кораллами. Как-то я заранее даже планировал больше на них зависнуть, а не на рыбешках ярких. Потому что Андрей Нарчук со своими картинками, да и Сергей Шанин shanser, настолько уж приучили, что бывает бесконечно красиво, и в таких количествах, что своё надеялся откусить даже по первому разу. Ха… Здесь облом первоклассный. Во-первых, именно для мелкой настройки на детали нужно абсолютно уверенно управлять телом под водой, хоть и снорклингуя всего-навсего. Этого нет у меня совсем. Во-вторых, казавшиеся невероятно разнообразными местные кораллы при ближайшем рассмотрении совсем не так явно показывали прелести в деталях. И, наконец, третье, тот самый грип уже совсем доконал. Так и не выбрал НИЧЕГО по этому пункту плана, и просто забил, чтобы на остальное осталось. Очень хороший урок - простейшее на берегу, оно может быть куда как не просто. (Конечно, на собственную криворукость списываю первым делом).

№8. Единственный фрагмент поймал интересный, хотя совсем не мелкий, как хотелось. Это какая-то живая штука, которая закрывается, когда к ней подплываешь, но потом снова открывается, если подождать. И на слоника смешливого похожа. Так что хоть какой-то процент выполнил планового пункта, небольшой.


Так, теперь чисто организационный момент. И писать надоело, и для одного раза больно много получается. Отложу продолжение на неопределенный срок. Только открою сначала одну страшную их, подводников, тайну, а то дождешься от них, как же. Есть во всем этом деле большущий скелет в шкафу. Про соответствие действительности и рамки дозволенного ее преобразования. Что на глубине света нет, а его просто делают - оно понятно. Никаких таких там красот, как нам показывают. Как посветишь, так и покажешь. Но вот давно мне было подозрительно по поводу натуральности ярких картинок вблизи поверхности, особенно с большими массами воды по направлению выстрела. Ну, никак не может там быть такого, как на картинках. И вода не идеальная, и флуктуации рассеивают, муть где? Где муть на всех картинках, что мы видим? Рассказываю - остается на исходнике (как их только конкурсы пропускают).

Например, заглавная картинка, в которой сразу два запланированных пункта плана покрыты, рыба-типа-игла (хотя эта игла какая-то сильно тупая, но есть и поострее) и игра с поверхностью. Вот вам оригинал - необработанный сопровождающий жипег.

09. Почувствуйте разницу. Для перехода к заглавной нажимаем волшебную кнопку Auto Levels, потом для приличия чуть смягчаем Fade…, оно и красиво.


Что с этим делать, и не знаю. Пока ничего, есть, так есть. Не во всех картинках такое безобразие, но во многих.

Вторую часть читать важнее, чем эту. Там будет два действительно важных совета для здоровья начинающих, на себе проверенных. А может, кто чего хочет спросить искреннего и простого про первый опыт, тоже во второй части отвечу, как есть. Пока главное - просто, красиво, интересно, страшно азартно.

Underwater. Egypt, Sharm el Sheikh, November, 2013

Египет, подводное, egypt, underwater

Previous post Next post
Up