Пристрастие к фотографированию птичек у многих натыкается на сложности самовыражения, когда первый набор птичек на палочках уже согрел сердце и даже перегрел. Сделать что-то интересное (пусть для себя только, а не зрителя) довольно сложно. Поездки в рыбные птичьи места для большинства горожан - возможность редкая. Да и обустроить что-то быстро в новом месте непросто. В какой-то момент повторы давно сделанного другими начинают расстраивать.
Наверное, мне повезло. Потому что никак не могу принять тезиса про бОльшую интересность крупной дичи по сравнению с мелкой. Зрителю, может, оно и так. А по мне, мелкую какую тварь изобразить правильно - уже хорошо. И шансов побольше, «где родился - там и пригодился», а в прикладном смысле - вне природных просторов вполне можно поработать и с окружающей летучей мелочью, в городе и ближайшем отдалении.
Только походы с камерой на авось - это не дело. Постепенно начал замечать за собой переход на терминологию проекта даже в простейших случаях. Ничего не любуюсь я природой, не наполняюсь безмерной любовью к малой родине, выкраивая несколько часов для ближайшего парка. Иду работать туда.
Слово «проект» многим поперек естества. Да и мне, если совать его повсюду без повода. Но, по сути, работа с доступной птицей продуктивна только в случае планирования, в том числе сильно загодя, подбора обеспечения и условий, придумывания сюжета, отслеживания получающегося материала и тактических поправок. Так образуются и с какой-то вероятностью реализуются мини-проекты и микро-сюжеты.
Про пищуху здесь представлю конкретный пример. Что, откуда, как и чем кончилось.
Срок проекта - 18 - 26 февраля 2011 года…
Дальше детали для заинтересованных лиц, а заглавная картинка - Прыжок пищухи. Она же по-английски Treecreeper, Ползающая по дереву, ей по земле не положено ходить, она и не умеет, только прыгает. Почти всегда от недовольства закрывая глаза.
Так откуда взялся проект и откуда они вообще берутся. От собственных наблюдений и из разных других источников информации, особенно - актуальных. В нашем случае в середине февраля прошла информация по рассылке московских бёрдеров, что на кормушках стали чаще появляться пищухи. Как раз похолодало, возможно, сказались последствия ледяного дождя, обычные маршруты по стволам для пищух могли потерять питательную ценность. Одновременно обсуждался вопрос про рацион пищухи, что она там на синичьих кормушках может себе находить.
Во всяком случае, имело смысл проверить, есть ли что за этим фото-интересное. По крайней мере, решить юннатский вопрос о рационе.
Пищуха нашлась быстро, действительно, под кормушками. Самое главное - систематически здесь появляющаяся. Ну, чтоб не скучно, рассмотрим ее в необычном ракурсе, самом простом, но пищухе совершенно не свойственном.
№2. Пищуха вне обычного местопребывания
Ну, уже хорошо. Не зря вышел на охоту. Надо искать, что из этого может получиться. Конечно, пока есть шанс, повторяем в разном виде тот же сюжет.
№3. Она же, там же
Наблюдаем птицу и пытаемся сообразить, что с ней можно сделать. Но сначала входные данные об условиях. Оказалось, что пищуха появляется у кормушек в среднем раз в полчаса минуты на две. Потом уточнилось. Птиц на самом деле две, даже пару раз они встретились, то есть каждая раз в час по паре минут крутилась в снегу у стволов, где были развешаны кормушки. На встречу пары сразу возникла особая надежда, но, увы, птицы совсем не взаимодействовали, будто и нет второй. Значит здесь прокол, вычеркиваем.
Смотрим дальше. Конечно, нужно обыгрывать необычный ракурс, снимать ее снизу. Подумать про фон, может, что-то добавить. Специально работаем с деревом в кадре.
№4. Пищуха из ее же сугроба, отрыв от обычной ее позиции на дереве
№5. Разнообразить ли картинку самим деревом и холодными тонами?
Но сверхзадача для микро-сюжета этого мини-проекта оформилась уже в первый день. В голове еще крутилось впечатление от картинки Дмитрия Уткина про куропатку в пургу. Захотелось сделать птицу в сугробе, не в полную тушку, чтобы белое играло вокруг разными тонами. Начал по-разному к этому пристреливаться.
№6. Ловим птицу в сугробе в интересной разнице света
Не в один день, конечно, обследовалось и пробовалось. Регулярные появления птиц кончились к 26 февраля, потеплело. А потом и совсем потеплело, они и совсем пропали. Всего было выходов семь, то есть не больше пятнадцати часов, из них чистого времени работы (2 минуты за полчаса) получилось около часа.
№7. Интересный снег, интересный свет
Всё сильно осложнялось условиями. Кормушечное хозяйство удачно расположено на краю посаженного участка лиственниц, здесь вполне могли проходить их обычные маршруты, вот и наткнулись. Но со светом совсем нехорошо. Даже по хорошей погоде редко когда пробивался пятнами.
А вот и задуманный в первый день кадр. Получился с четвертого выхода на модель. Плохо ли, хорошо, не мне судить. Но придуман этот кадр был 18 февраля, а сделан 21-го.
№8. Пищуха результирующая - «Земля… Небо…»
Само собой, высматривал возможности динамики. Но статистики для нее было критически мало. Друг на друга птицы не реагировали. Местные синицы шугали их тоже очень редко. Оставались прыжки. Это по ходу наблюлось, шансы поймать и лучше были, но перфектно не сложилось. Вот повторение заглавного сюжета более внятное.
№9. Пищуха прыгающая
И полет смотрел, как сделать. Почти нереально. Взлет хоть как-то изобразился.
№10. Пищуха взлетающая
Да, и забыли про юннатскую задачку - что она там ест. Выяснилось довольно быстро. Вполне себе ест семечки. Или ищет маленькие кусочки, или подбирает большую, размалывает клювом и ест понемногу. Вот здесь она с добычей, но бытовая составляющая как-то портит эстетику кадра.
№11. Пищуха-добытчица
И просто для фиксации факта, а не для красоты, склейка процесса - увидела, схватила, раздолбила.
№12. Процесс приготовления пищи
Можно ли сказать, что тема закрыта? Да никогда она не закрывается. Вот сверхзадача на следующий раз, хотя как ее поймать в резкость, при том, что взлетает она не очень часто, да чтобы в нужную сторону, это совсем непонятно. В полете оказалась она очень красива.
№13. Следующая задача. Сделать так же, но хорошо
Там еще несколько нерешенных задач попроще выявилось, когда отснятый материал пересматривал. Так что, ждем следующего похолодания, надо еще поработать с ней.
Thirteen photos of Eurasian Treecreeper, February 2011, Moscow, Russia.