Вот я любитель пофотографировать птиц. И в собственном смысле этого слова (люблю это дело), и в переносном (к сожалению, деньги на него только трачу, а все заработки перекрываются одной мздой за лишенку по дороге на Маныч и обратно). Но первый смысл пересиливает все остальные неприятности. Когда Стив Блум приезжал в Москву, он на встрече в Крокус Экспо рассказывал, что при всяком выезде на фотосессию испытывает страх - вдруг ничего не получится. Вот бедолага. Нашему брату-любителю, конечно, охота снять чего поинтересней, но уж удовольствие где-то побродить, полежать и вокруг посмотреть - оно всегда наше, не возьмешь.
Одновременно с развитием номенклатуры удовольствий накапливается и трезвая оценка этого занятия (и связанная с ней самооценка). Снять всякую птичку на палочке - это надо первым делом. Потом снять хорошо, что предполагает сравнение с богатствами, накопленными человечеством. А эти богатства некрепкую душу могут пошатнуть в самой основе любительства. Потому что наснимали всё и вся, и так, и этак. А пришедший дешевый Интернет всё это предоставляет для ознакомления. Есть риск, что скучно станет. Одно из лекарств от скуки - это action.
На самом деле, даже в сказанном уже много неправильного, так что одну картинку смотрим все, а остальные под кат, пожалуйста, может, там продолжится.
Так что из уже сказанного неправильно. А забвение законов философии. Есть там, к примеру, переход количества в качество. Поэтому, ссылаясь на наших русскоязычных коллег, картинки Вадима Онищенко и Сергея Осипова радуют иногда просто качеством исполнения. И это «просто» очень дорогого стоит. А потом и без всяких философий оказывается, что грамотная работа с объектом даже в портретном жанре создает сюжет. Меня вот порадовала очень за последний год московский фотограф Солисия. Она таких простых героев, как зяблик и пищуха, изобразила сверх-хорошо. Да и с другими у нее стиль очень привлекательный. И сразу, раз уж о стиле, вспомнил Наталью Паклину. Я как-то смотрел картинки для определителя, присланные сотней людей, даже больше. Её картинки распознал без подписей в 80% случаев. В этом даже некоторая таинственность, как так получается для «определительных» фотографий.
Когда кончатся свои картинки, поразмышляю о чужих более подробно. Но знакомые имена буду изредка вытаскивать. А возвращаясь к теме, лучшее лекарство от повторения - это действие. Здесь уже бесконечно всё и разнообразно. Закрыто только несколько позиций. Орланы, выхватывающие рыбу из воды. (Рассказывали, что той рыбе через глотку запихивают пенопласт внутрь, чтоб не тонула). Прикормленные финские неясыти, хватающие подложенную мышку. Драчливые канюки, на которых в Германии где-то продают билеты. Хотя и здесь краткость приводит к явному противоречию. Сам по себе сюжет не есть картинка, иначе ее информационную емкость можно было бы в несколько байт впихнуть, типа квадрата Малевича, интересного только и исключительно контекстом, но никак не самим квадратом. Самый популярный в фотоанималистике экшн - драка самцов на тетеревином току. Казалось бы, совсем затоптанная тема, но Игорь Барташов находит более чем симпатичные ракурсы и фоны для этого дела. И в рамках известного сюжета возникает совершенно оригинальная изобразительность. (Чтоб не придирались - затоптанность темы имеется в виду в очень узком смысле связанных с нашим делом обстоятельств. Водку вот многие пили и пьют, но оно не мешает и самому получить удовольствие от хорошей рюмки с хорошей закуской. Поэтому я на ток готов идти вообще без фотоаппарата.) И для упрощения - пока только про птичку, а не про значение антуража ее, как-нибудь потом доберемся и сюда.
Однако снова попробуем вернуться к теме. Мне нравится мелочь снимать полетную и взаимодействующую друг с другом. Типичная мелкая ниша для advanced amateur. Кому на фиг из профи придет в голову тратить две недели в сезон на мухоловку. В части мелких профи приложили руку к колибри (на них рынок всегда есть, как на орлов), зимородка в процессе ловли рыбы, ну, щурки еще иногда летают. А поползнями, воробьями, мухоловками не занимались. Могли бы, кто отрицает, но как в анекдоте про неуловимого Джо, кому он нужен.
Всё. К делу. Потом как-нибудь продолжу мысью по древу растекаться.
Проще всего мелкую птицу спровоцировать на драку на тесной кормушке. Вернее, локализовать место драки, они и без всякой провокации найдут повод сцепиться. Но вот такой небольшой пенек с дыркой для семечек - оно и ясно, где начнется.
№2
Сесть поближе - можно рассмотреть и детали взаимоотношений. Хотя часто требуются дополнительные разъяснения. Вот на этой картинке полное впечатление, что здоровый снегирь орет на чечетку. На самом деле - только пасть разевает, показывает и намекает беззвучно.
№3
Сам инструмент прикормки смотрится на картинке, как технологический шов. Лучше подождать, когда они в схватке вспархивают вверх. Хотя выход годных резко падает - не всегда вспархивают вертикально вверх, да и момент легко упустить. И я утверждаю, что полетную драку зеленушек снять много сложнее, чем орлов. С орлами главное, чтобы были, а зеленушки - вот они, пожалуйста, снимай. И их наличие оказывается вовсе не главным.
№4
Со всеми героями нынешнего рассказа мы еще встретимся, порассматриваем со временем получше. А пока распечатать тему - в разных комбинациях. Вот привычные драчуны, поползень и полевой воробей. Хорошо попались, в необычном ракурсе.
№5
Вообще, все зерноядные примерно одинаково себя ведут. Иногда удается схватить не таких частых посетителей. Вот чижи. Почему-то редко высаживаются на семечках.
№6
А тут в связи с историей, когда удалось поймать стаю юрков хвостов в пятьдесят. Они мимо пролетали осенью, поляна кормежная понравилась, так на месяц и застряли. Но дрались довольно редко.
№7
При съемке драчных сюжетов быстро возникает соблазн дополнить картинки художественностью. Благо, у полетных героев размазаннасть предполагается. Но здесь уже объективность тоже расползается. Мне нравится. А кому как, понимаю, что по-разному можно относиться.
№8
А здесь чечетки вспорхнули. Тоже так неодназначно, на любителя.
№9
Иногда хочется и похулиганить. Вот этих дубоносов из хулиганских соображений посылал в Лондон на WPE на следующий год после того, как они хвостатый вид сзади отметили. Но, наверное, много таких хулиганов нашлось. Проигнорировали. А зря, очень художественные хвосты и крылья.
№10
А последнее - другого типа. Не картинка представительная, а задание самому себе на дальнейшее. Надо, наконец, трясогузок поймать. Хотя их и в одиночном полете сложно сделать.
№11
На сегодня всё. Буду соображать, из кого следующий пакет собрать. Пожелания приветствуются.
Fights and flights of passerines, eleven photos made near Moscow, Russia.