В юности я собирался стать журналистом, ходил в Школу юнкоров при ТГУ к Юрию Николаевичу Мясникову, ездил в ЛЮК (Лагерь юных корреспондентов) и публиковался в "Молодом Ленинце".
У меня есть сомнения, что именно независимые блогеры каким-то образом вытеснят традиционную журналистику. Хотя бы по банальным техническим причинам - источникам информации гораздо проще работать с меньшим количеством "журналистов", да и потребителям контента предпочтительнее искать информацию в меньшем количестве мест. Поэтому даже если это всё пройдет через этап вытеснения традиционной журналистики индивидуалами, потом эти индивидуалы все равно будут объединяться в группы и возвращаться к традиционной журналистике. Под "традиционной" я подразумеваю, естественно, не способ донесения информации до потребителя и не способ монетизации, а способ организации труда - общий бренд, множество специализированных журналистов, единая редактура и управление брендом.
Объединение в группы и специализация по интересам безусловно сохранятся, только уже на добровольной основе. Про редактуру не уверен - кто же захочет заниматься этим скучным делом бесплатно. Про управление брендом ничего сказать не могу, потому что не очень представляю себе, что это такое применительно к свободному объединению блогеров. Можно ли считать брендом, например, фидошную эху?
Дальнейшее углубление в дискуссию приведет к поиску определения, что же считать "традиционной журналистикой" и каковы ее основные признаки. Я всегда считал одним из таких признаков умение по заданию редакции интересно написать о том, что тебе на самом деле не интересно, и готовил себя к этому. Этот признак, думаю, исчезнет.
Фидошная эха не требовала монетизации и, соответственно, не конкурировала с другими эхами за читателя. Если ты предполагаешь, что монетизации не будет совсем и журналистика как бизнес исчезнет, а останутся только некоммерческие добровольные блогеры, объединенные только площадкой (например, как ЖЖ) - я все-таки думаю, что не все так печально.
И признак "написать о том, что тебе не интересно" не может исчезнуть, если блогер зарабатывает этой работой деньги, если это основной его источник дохода. Потому что если у тебя прекрасный слог и умение увлечь читателя, но при этом тебе интересны только формы дверных ручек 18 века - ты можешь писать про них и получать от этого удовольствие, но если речь пошла о зарабатывании денег (которые, безусловно, будут впрямую связаны с интересностью для широкой массы читателей), ты вынужден писать про то, что интересно им, даже если это не интересно тебе.
Да, я именно думаю что журналистика как бизнес исчезнет или сильно съежится. Вместе с издательским бизнесом, а в дальнейшем кино, телевидением, разработкой коробочного софта и др. Общая причина одна - растущая доступность одиночке или малому коллективу энтузиастов инструментов, в основном информационных, которые раньше были доступны только крупным предприятиям или государствам. Вон, у моих знакомых музыкантов такие возможности на обычных персональных компах, что двадцать лет назад ни одна студия звукозаписи в Томске не могла бы себе позволить.
Впрочем, уже и сейчас многие СМИ, которые вроде серьезный бизнес, не стесняются пробавляться роликами очевидцев с youtube и репортажами очевидцев в соцсетях.
Comments 6
Поэтому даже если это всё пройдет через этап вытеснения традиционной журналистики индивидуалами, потом эти индивидуалы все равно будут объединяться в группы и возвращаться к традиционной журналистике.
Под "традиционной" я подразумеваю, естественно, не способ донесения информации до потребителя и не способ монетизации, а способ организации труда - общий бренд, множество специализированных журналистов, единая редактура и управление брендом.
Reply
Дальнейшее углубление в дискуссию приведет к поиску определения, что же считать "традиционной журналистикой" и каковы ее основные
признаки. Я всегда считал одним из таких признаков умение по заданию редакции интересно написать о том, что тебе на самом деле не интересно, и готовил себя к этому. Этот признак, думаю, исчезнет.
Reply
И признак "написать о том, что тебе не интересно" не может исчезнуть, если блогер зарабатывает этой работой деньги, если это основной его источник дохода. Потому что если у тебя прекрасный слог и умение увлечь читателя, но при этом тебе интересны только формы дверных ручек 18 века - ты можешь писать про них и получать от этого удовольствие, но если речь пошла о зарабатывании денег (которые, безусловно, будут впрямую связаны с интересностью для широкой массы читателей), ты вынужден писать про то, что интересно им, даже если это не интересно тебе.
Reply
Впрочем, уже и сейчас многие СМИ, которые вроде серьезный бизнес, не стесняются пробавляться роликами очевидцев с youtube и репортажами очевидцев в соцсетях.
Reply
Leave a comment