Путешествие в центральную Азию. Базовый лагерь у пика Ленина.

May 23, 2020 02:59







Благополучно спустившись с перевала Кызыл-Арт мы отправились к очередной точке на нашей карте, обязательной для посещения. В общем то весь этот - «рывок на Памир» задумывался ради того заветного места.



Заехав в посёлок Сары-Могол мы вернулись к месту нашей прошлой ночёвки, в гостевой дом турфирмы CBT. Поговорив с ребятами из офиса турфирмы на счёт дороги к базовому лагерю, выяснилось, что можно проехать к горе через посёлок. Парни из офиса были из местных, и на русском общались с трудом, но всё-таки сумели объяснить нам, что мы можем с комфортом переночевать в юрте и даже скинули трек для гугл-карт с дорогой до базового лагеря.



Включив трек в навигаторе двинулись в путь. Проехав до конца посёлка упёрлись в старенький мостик через Кызылсу, который особо не внушал доверия, но судя по следам, машины по нему всё-таки проезжали. Перебрались через речку и двинулись вверх по грунтовке в урочище Ачик-Таш. По дороге, на встречу нам попалось стадо яков, ведомое пастухом на лошади, спускавшихся с высокогорного пастбища. Мы пока даже и не предполагали, что побываем у них в гостях.



Урочище Ачик-Таш - нереальной красоты место на Памире и вообще на планете. Бывшее, искорёженное русло ледника со временем сгладилось и заросло растительностью, превратившись в удивительное ущелье из разных по размеру холмов, между которыми тут и там выглядывает зеркальная гладь многочисленных озёр с ледниковой водой.



Лагерь турфирмы CBT расположен на высоте более 3600 метров, на берегу красивого озера с названием Турпал-Кёль. Конечно же в изначальных планах было добраться до Луковой поляны, где обычно располагается базовый альпинистский  лагерь для восхождения на пик Ленина, но в это время Луковая поляна была ещё пуста и туристов принимал только лагерь CBT расположенный в урочище Ачик-Таш, всего лишь в трёх километрах от Луковой поляны.



Вид на лагерь CBT на фоне пика Петровского.



Вот и прибыли в высокогорный лагерь, где нам предстояло провести не совсем простую ночёвку.



Третья с краю юрта стала нашей на предстоящую ночь.



Пока мы, уставшие от дальней поездки заселялись в нашу юрту, в лагерь прибыла группа из иностранцев. Немного пообщались. В группе были финны, чехи, швейцарцы и наверное представители ещё каких то стран. Они быстро разбежались по своим юртам и лишь несколько человек собрались в контейнере, в котором была организована кают-компания и столовая.



Немного побродили вокруг лагеря. Весенние цветы уже вовсю начали покрывать склоны освободившиеся от снега.





Солнце давно ушло за хребты, на улице смеркалось и мы пошли спать. Но ночь оказалась не такой простой. Горная болезнь преследовавшая нас ещё с первой ночёвки в Сары-Моголе не хотела отступать, а только усиливала свои симптомы, к чему мы явно небыли готовы. Голова раскалывалась от болей в затылке, а сон никак не наступал. Ко всему этому стало холодать до минусовых показаний на градуснике. Пришлось раздать каждому по таблетке парацетамола и затопить печку в юрте. Печка топилась углём и запах дыма от угля заполнил юрту, пришлось открывать двери, чтобы проветрить, комфорта это конечно-же не добавило, но юрта  понемногу проветрилась, печь разогрелась до красна и стало тепло. По немногу, по очереди, начали проваливаться в сон. Легче всего было Лёхе, он у нас привычный, мне же просто некогда было обращать внимание на симптомы горняшки, а вот девчонки совсем расклеились и ночь для них показалась кошмаром, потому было принято решение с утра спускаться вниз.



С утра солнце осветило поляну и озеро Тулпар-Кёль, казалось погода налаживается и  пик Ленина вот-вот выглянет из тумана, но густые тучи расступились только над Алайской долиной, а горный хребет, тучи никак не хотели покидать.



В начале июня в этих местах ещё «не сезон» и мы были одни из первых посетителей урочища Ачик-Таш.



Фотография на память с гостеприимными смотрителями лагеря и мы прощаемся с ними, чтобы побыстрее спуститься хотя-бы в Алайскую долину, на высоту 3000 метров.



Фото на фоне пика Ленина. Облака окутавшие вершину так и не расступились, а ждать когда это наконец случится времени уже не было.



Вершина где-то там! Мы всё-таки добрались к подножию знаменитого и наверное самого известного семитысячника в СССР, провели ночь рядом с ним и увидели его покрытые вечными снегами склоны.



Нашему верному Форику тоже досталась своя «минута славы».





Немного стоит рассказать про Гору. Вершина имеет высоту 7123 метра и была впервые описана в научной литературе в 1871 году русским географом и путешественником Алексеем Павловичем Федченко, который назвал её в честь Константина Петровича Кауфмана - генерал-губернатора Туркестана. В 1928 году с установлением новой власти пик был переименован в пик Ленина. До 1933 года этот пик считался высочайшей вершиной Памира и всего СССР, пока после восхождения не было установлено, что пик Сталина (высота - 7495 метров) выше, чем пик Ленина. Вот такая ирония судьбы и истории. Первое восхождение на пик было совершено немецкими альпинистами Карлом Вином, Ойгеном Альвайном и Эрвином Шнайдером в 1928 году и с тех пор гору покорило великое множество альпинистов со всего мира. В СССР пик Ленина считался «Меккой» альпинизма из за своей гигантской высоты и относительно не сложных маршрутов для подъёма. Любой, уважающий себя альпинист в СССР был просто обязан покорить пик Ленина. После развала великой страны местные, уже самостоятельные республики, конечно-же поспешили переименовать пик Ленина на свой лад, в Таджикистане его именуют пиком Абу Али Ибн Сины, более известного как Авиценна, а кыргызы поспешили назвать пик именем своего легендарного героя - Манаса, но до сих пор, для всех он, тот самый пик Ленина, не меньше, не больше.



Мы прощаемся с пиком Ленина, урочищем Ачик-Таш, озером Турпал-Кёль и отправляемся вниз, в Алайскую долину, если высоту в три тысячи метров над уровнем моря можно назвать низом. Сегодня нам нужно будет преодолеть нелёгкий путь через горные перевалы и к вечеру оказаться в городе Ош.



Спускаясь вниз из урочища, за очередным холмом натыкаемся на большое, мирно пасущееся стадо яков. Вот это удача! Рассмотреть этих животных вблизи было большой радостью для нас, словно гора немного сжалилась над нами и решила компенсировать свою скрытую от глаз вершину.



После долгой зимы животные линяют и шерсть с них сползает клочками, чтобы к следующей зиме отрастить свежую тёплую шубу.



Мамы бережно опекают молодых телят.



А телята, как и все дети, ужасно любопытные и прямо заглядывают в камеру.



Недалеко от пасущегося стада, домик пастухов. Решили заглянуть в гости и не зря решили.



Пастухи пригласили к себе в дом. Ма хоть и не понимали ни слова, как и пастухи не понимали нас, но всё-таки удалось объясниться с помощью жестов.



Радушные хозяева, обрадовавшись новым людям в их краях, стали угощать нас ячьим маслом из большого синего ведра и чёрствыми но ароматными лепёшками. Видимо это всё, чем они могли в этот момент угостить гостей.



Нам же хотелось непременно попробовать ячьего молока. Нас подвели к большому чану наполненному свежим молоком, дали эмалированную кружку и жестами объяснили; - «пейте сколько влезет дорогие гости!» Ячье молоко очень вкусноё. По вкусу очень напоминает коровье, только гораздо жирнее и со сладковатым привкусом, словно пьёшь немного подслащенные сливки.



Чтобы не оставаться в долгу перед хозяевами, мы отсыпали приличную горсть конфет самому юному пастуху, который молча занимался, только ему ведомыми делами, в углу пастушьей хижины.



Провожая, нам вручили полторашку свежего молока и банку масла и как мы не пытались расплатиться за гостинцы, местные так и не взяли с нас деньги. Видимо встретить и угостить гостей для них, дороже денег, тем более мы наверняка были первыми гостями издалека в этом сезоне.



После теплой встречи с пастухами, мы окончательно спускаемся в долину. Вершины всё так-же затянуты плотными облаками



Над Алайским хребтом тоже плотные облака, а вот над долиной палящее солнце.



Ещё раз проезжаем по улицам гостеприимной деревни Сары-Могол...



...и выруливаем на трассу ведущую нас в  город Ош. Прощай удивительная Алайская долина, прощай Памир, хотя, почему прощай? Мы наверняка сюда ещё вернёмся!

А продолжение следует...

Previous post
Up