Путешествие в центральную Азию. Из Бишкека в Ош. (часть 1)

Dec 31, 2019 16:18





Побывав в столице Кыргызстана наш дальнейший путь лежал в древний город Ош, вторую столицу Кыргызстана. Выбор следующей точки на карте был не случайным, мы настойчиво подбирались к нашей главной цели - величайшему горному массиву - Памир. Перед поездкой нас многие предупреждали, что дорога не из простых, а может быть одна из самых сложных в мире, многим на подъемах  становится плохо из за резкого набора высоты, а водителю нужно быть предельно осторожным и аккуратным на нескончаемых крутых серпантинах, но все предупреждения не убавили нашей решительности, а только подстегнули в нас азарт путешественников и авантюристов. Хотелось на собственной шкуре испытать все эти страхи-охи.





Перед тем как ехать на перевалы заправились «до полного бака» на заправке «Москва», в посёлке Сосновка. То ли киргизы так любят столицу России, то ли москвичи уже успели сюда добраться, выяснить не удалось, но судя по фирменному логотипу - Кремля на фоне заснеженных гор, хозяева всё-таки киргизы. Цены на бензин сродни российским, может даже чуть подороже, чем на московских заправках.



Пропускной пункт перед въездом в ущелье. Здесь взимается плата за проезд, как нам объяснили, на содержание дорог и тоннеля на перевале Тоо-Ашуу. Сумма рассчитывается по разному, в зависимости от размера машины и её государственной принадлежности. Мы заплатили за проезд что-то в пределах четырёхсот сомов за иностранные номера, с местных берут раза в три меньше.



Дорога к перевалам начинается с живописного ущелья Кара-Балта, по всей длине которого протекает одноимённая, бурная река. Знающие люди говорят, что у реки два русла, одно на поверхности, а другое протекает под землёй, параллельно основному потоку. Ещё говорят, что в ущелье часто встречали следы снежного человека, а бывалые охотники и пастухи даже видели его.



А ещё есть город Кара-Балта. В детстве я часто слышал это название, потому-как у родителей, во времена СССР, в этом городе жили друзья, но город остается где-то в стороне от трассы и увидеть нам его не удалось.



Кара-Балта переводится как - Чёрный топор. И на самом деле, гребни ущелья напоминают зазубренные острия топоров, а порода имеет цвет близкий к идеально чёрному. Будучи на Алтае мы уже сталкивались с тюркским словом кара, в тот раз это был перевал Кара-Тюрек - Чёрное сердце.



По дороге движутся не только автомобили, часто попадаются стада животных ведомые заботливыми пастухами, ведь дорога по ущелью одна единственная для всех желающих, вокруг высокие горы с чёрными и острыми как топор хребтами.



Путь от Бишкека до Оша - это 680 километров по горным дорогам через несколько перевалов и горных долин сказочной красоты.



Преодолеть весь путь за один день не входило в наши планы, мы ехали не торопясь и позволяли себе частые остановки, чтобы полюбоваться красотой Киргизского хребта - одного из ответвлений горного массива Тянь-Шань, который нам предстояло пересечь.



Дорога становиться всё извилистее и круче, мы резко набираем высоту, так что закладывает уши и начинает кружиться голова.



Делаем остановки, чтобы немного отдохнуть, привыкнуть к разряженному горному воздуху и полюбоваться изумительным видом гор и ущелий.



Снежные вершины всё ближе и ближе и это в южной стране в последний день мая!





Становится настолько свежо, что после жаркой Чуйской долины одеваем курточки.



И вот  уже снег совсем рядом. Можно потрогать его рукой или даже поиграть в снежки.



Ну вот мы и добрались до Верблюжьего перевала - так переводится Тоо-Ашуу  на русский. Высота перевала 3586 метров, но достичь этой высоты можно лишь пешком, по старой дороге, где когда-то пролегала очень важная ветка караванного пути. В советское время путь заметно упростили, пробив через верхнюю часть хребта тоннель длиной почти три километра на высоте примерно 3200 метров. В данное время тоннель носит имя Кусаина Колыбаева - киргизского хозяйственника, который инициировал и руководил строительством данного объекта.



Испокон веков перевал служил ключевой точкой Великого шёлкового пути, именно по нему шли на Запад многочисленные караваны верблюдов, груженные товарами. Естественно место обрастало множеством историй и легенд, одна из самых известных  повествует о реально существовавшем богатыре Кожомкуле, который пронес через перевал на своих плечах любимого коня, повредившего ногу.



Очередь из машин перед тоннелем по каким то причинам стояла, но одна машинка смело рванула под землю, не долго думая мы двинулись за ней.



Быстро промчались по пустому тоннелю за одинокой машиной, а позже выяснилось, что это были рабочие обслуживающие тоннель, а в тоннеле по всей видимости не работала вентиляция, так как запах выхлопных газов был запредельным.



Только мы вынырнули из тоннеля, как перед нашим взором открылась удивительной красоты и масштаба картина!



С высоты Киргизского хребта, как на ладони была видна высокогорная Суусамырская долина и южная граница долины - хребет Таласский Алатау.



Грандиозность и весь масштаб увиденной картины невозможно передать ни словами, ни фотографиями, это обязательно нужно видеть своими глазами и прочувствовать сердцем всю грандиозность бытия и сполна ощутить своё место в мироздании.



По немногу спускаемся в Суусамырскую долину. В мае склоны гор уже во всю покрыты изумрудной зеленью на которых пасуться многочисленные стада.



И вот первое чудо сей высокогорной долины! Огромные жёлтые цветы.



Этими цветами покрыты все южные склоны от перевала, как только начинаются альпийские луга.



Многие любопытные, как и мы останавливаются и с интересом рассматривают это чудо природы.



Бутоны цветка размером с детскую голову, они до поры-до времени словно завёрнуты плотной тканью.



А некоторые, уже распустившиеся экземпляры чуть-ли не с человеческий рост. Если вдруг кто-то знает название этого цветка, напишите пожалуйста в комментариях. Очень интересно узнать про него побольше. Кроме Суусамырской долины мы это растение больше не встречали нигде.



Селфи на память ))



Чем ниже мы спускаемся в долину, тем чаще попадаются жилища местных жителей, это многочисленные юрты и старые вагончики.



Вагончики по всей видимости стоят здесь круглогодично, а вот юрты переезжают в разные места вместе с жителями в зависимости от времени года.



Ещё совсем недавно в Суумырской долине не было коренных жителей, кочевники вместе с стадами приходили сюда только летом, а на зиму вновь уходили через перевалы в более низменные и благоприятные для зимовки Таласскую и Чуйскую долины. Ведь зимой здесь более чем суровые условия, морозы под 40 градусов и жестокие ветра. Даже летом на высокогорье средняя температура не превышает 12-15 градусов несмотря на палящее солнце.



Ведь долина находится в окружении Тянь-Шанских хребтов на высоте от 2200 до 2600 метров и протянулась почти на 150 километров между заснеженных вершин. В пятидесятые годы прошлого века, с развитием колхозных хозяйств начала понемногу заселятся и Суусамырская долина. В долине появились пара посёлков со школами, клубами и фельдшерскими пунктами, но всё равно с наступлением весны кочевники начинают свою миграцию в Суу-Самыр перегоняя многотысячные стада через перевалы и перевозя свои мобильные квартиры - юрты на изумрудные альпийские луга благодатной долины.



Вдоль единственной трассы проходящей через Суу-Самыр, рядом с юртами стоят ларьки где продают весь ассортимент натуральных продуктов которые производят кочевники.  Здесь и многочисленные сорта курта - твёрдого солёного сыра скатанного в небольшие шарики и знаменитый на всю Киргизию мёд, масло, творог, многочисленные молочные напитки, от свежего верблюжьего молока до кобыльего кумыса, по крепости не уступающего хорошему пиву.



Это не декорации к фильму о кочевниках и не модные сейчас, стилизованные этно-парки - это реальная жизнь настоящих людей.



Пролетит лето, животные нагуляют вес на сочных травах, принесут потомство и вновь эти люди свернут свои походные дома и погонят стада на зимовку, через высокие, снежные перевалы в тёплые края.



Так и живут кочевники - кыргызы из века в век, радуются жизни, боготворят мать - природу и наверняка не хотят ничего менять в устоявшемся столетиями укладе.



Долина по немногу заканчивается и дорога уходит в сторону Таласского хребта.



Манас и здесь стоит на страже мира и покоя кыргызов.



А мы приближаемся к очередному большому перевалу с поэтичным названием Ала-Бель.



На дворе последний день мая, завтра лето, а на перевале лежит снег.



Дух захватывает от близости снежных вершин, ощущение, что ты стоишь на крыше мира.



И на самом деле высота не малая -  3175 метров! На нашем дальнейшем пути будут и большие высоты, но именно белоснежный Ала-Бель и его окрестные вершины необычайно красивы.



Сразу за перевалом Ала-Бель начинается Джалал-Абадская область.  Спуск с перевала идёт по ущелью бурной и красивой реки Чычкан. На одном из поворотов нас остановили местные гаишники. Оказывается я превысил скорость на камеру. После обмена любезностями и недолгого разговора «за жизнь» сошлись в цене в 200 сомов наличными и обещанием больше не нарушать правила. Приближался вечер, пора было останавливаться на ночлег и я расспросил так удачно подвернувшихся стражей порядка про место где можно поставить палатку. По совету гаишников мы остановились в живописном месте на берегу Чычкана, и уже в стремительно приближающейся темноте обустроили себе уютное местечко.



Развели костёр, приготовили ужин и достали заранее припасённую полторашку камыза, купленного нами у кочевников в Суусамырской долине. На вкус напиток специфический, к такому наверное нужно привыкнуть, но и попробовать «экзотику» хотелось во что-бы ни стало. Честно говоря, после второй кружки я прилично захмелел, а специфический вкус камыза уже стал казаться приятным. Может чистейший горный воздух добавлял эффекта камызу, а может усталость после непростой дороги через перевалы, но спал я в эту ночь очень крепко.



На следующее утро нас ждал дальнейший путь, уже по южной Киргизии. Мы рассчитывали добраться до второй столицы Кыргызстана - города Ош. Быстренько умылись в речке, собрали палатку и вещи, позавтракали у костра и двинулись в дальнейший путь, но об этом уже в следующем посте.

Позволю себе небольшой анонс: На платформе Live Journal, где публикую свой блог, я перешёл на «профессиональный», платный пакет услуг. Теперь при чтении вам не будет мешать назойливая реклама и вы можете оставлять мне свои комментарии анонимно, без какой либо регистрации, в общем без лишних заморочек. Так что жду комментариев и с удовольствием отвечу на любые вопросы связанные с этой поездкой.

Previous post Next post
Up