Продолжу рассказ ( начало:
https://victor-musatov.livejournal.com/4851.html ) о не совсем обычном,для прогулочного флота Москвы маршруте. Повторю, что это эксклюзивный маршрут пришелся на перегонный рейс банкетохода "Анна Каренина", как выяснилось в течение рейса, теплоход готовили к празднованию на нем свадьбы. И судя по тому, что "Анна Каренина" высадив нас по окончании круиза на причале "Международная выставка" отправился в центр Москвы, где видимо она и посадит эту самую свадьбу. Ну а мы продолжаем движение по межшлюзовому каналу шлюзов 7 и 8.
Как я уже писал в первой части, межшлюзовой канал это рукотворное сооружение, причем сделанное на искусственной насыпи, а под ним внизу проходят тоннели автодороги Волоколамского шоссе. При строительстве третьего тоннеля, когда расширяи Волоколамку, уже в начале 21 века, при строительстве допустили ошибку, которая аукнулась в 2019 году, прорывом воды из межшлюзового канала прямо в тоннель, обошлось слава Богу без жертв, но межшлюзовой канал, а вместе с ним и движение через шлюзы 7 и 8 из Химкинского водохранилища в Москва реку и обратно было закрыто с марта по август, естественно ни о какой нормальной навигации в тот год и речи быть не могло. Грузовые суда разгружались либо в Северном грузовом порту на Химкинском водохранилище, либо в заливе Бутаково. Прогулочный флот столицы, обычно зимующий в Кимрах (Белом городке), добирался в Москву обходными путями до Нижнего Новгорода по Волге, а оттуда по Оке до Москвы. Сейчас межшлюзовой канал полностью отремонтирован, движение на нем по-прежнему как и было двухстороннее, но вот беда, сами судов идущих с волги в Москву стало в разы меньше. Говорят что барановирус сделал свое черное дело, но помимо него причин по которым резко снизились грузоперевозки по реке достаточно.
Небольшой видеофрагмент, выход "Анны Карениной" из шлюза №7, слышен доклад капитана теплохода начальнику вахты шлюза №8 о готовности к шлюзованию. Как я уже писал, будучи радиолюбителем и шипсспоттером всегда в поездки на теплоходах беру с собой УКВ радиостанцию, с частотами речного флота. Вот в прошлом году обзавелся настоящей речной УКВ радиостанцией "Гранит Р-44", которую сейчас повсеместно заменяют на флоте более соврменными моделями "Гранит 2Р-44", "Saracom", "Вега" и т.д. А эту УКВшку мне любезно продали через Avito в Красноярске. Вот теперь всегда беру ее с собой, станция отличная, в металлическом корпусе с хорошим кожаным чехлом и вполне работоспособным аккумулятором, на прием хватает надолго.
Межлюзовой канал напоминает чем-то берега Канала им.Москвы, если идти вниз по каналу в сторону Дубны, с него хорошо просматриваются московские новостройки, территория вокруг канала обжитая, так что ощущение какой дикости и первозданности не чувствуется. Длина канала между шлюзами всего 2 километра, поэтому теплоход, пусть даже и малым ходом проходит его достаточно быстро.
А "Анна Каренина" тем временем приближается к шлюзу № 8, кстати, самое красивое что есть на Канале им.Москвы это сами шлюзы, это настоящие произведения архитектуры сталинского ампира, они уркашены фигурами людей, якорями, а некоторые еще и моделями коравелл (это на шлюзе № 3, неподалеку от Яхромы).
А вдоль межшлюзового канала стоят вполен себе обыкновенные жилые дома, построенные еще во времена СССР, и там живут люди, которые видят как по каналу между шлюзами идут речные суда, думаю там уж наверняка кто-то из любителей речного флота точно живет. Если честно, то мне этот район нравится, не скажу, что прямо очень, но доведись мне здесь жить, то согласился бы.....
А вот и шлюз № 8, где "Анна Каренина" спустится по водной лестнице еще на 16 метров (по 8 метров в каждой камере шлюза). Прямо виден мост Рижского направления МЖД, теперь поезда там ходяят с завидной частотой, как никак теперь участок до Нахабино входит в состав МЦД №2. И впереди бесконечные новостройки многоэтажных ЖК.
Московские "муравейники", "термитники" и как их только не называют, эти огромные ЖК. Преимущество только одно, это жить где-то на самых верхних этажах, в этом что-то есть, с них еще можно любоваться и Москвой и Москва-рекой и шлюзами Канала им.Москвы, ну и вообще чем выше, тем воздух все же чище.
Заходим в верхнюю камеру шлюза № 8, нас встречают башни шлюза, внутри которых находится механизм привода сегментного затвора, наверху башен якоря и с ними соседствуют элементы неизбежного технического прогресса, ретрансляторы сотовой связи, обеспечивающие мобильную связь и интернет.
Может и смотрится тяжеловестно такое соседство архитектуры 30-х годов и современных устройств мобильной связи, но видимо это неизбежно, т.к. экипажи проходящих здесь судов, и просто живущие рядом люди нынче не могут обойтись без связи и интернета, а башни шлюза № 8 это отличная высокая точка, на которой удобно размещать подобные системы мобильной связи, да и речники передают свои данные используя мобильные сети общего пользования.
Башня шлюза № 8, слева от входа со стороны водохранилища, это целый дворец, а не просто башня, где находится мощный механизм привода сегментного затвора. Обратите внимание, как густо утыкан ближний балкончик видеокамерами, теперь начальнику вахты не надо выходить на балкончик башни управления или высовываться в окно, на пульте у него стоят мониторы видеонаблюдения и весь процес от захода судна в шлюз и до выхода из него после шлюзования и сам процесс наполнения или опорожнения камеры шлюза он видит на экране, не вставая с места. Плюс ко всему у начальника вахты стоит и еще один монитор системы АИС (автоматической идентификационной системы), все суда ныне оборудованы приемопередатчиками АИС, и каждое судно с интервалом 2-4 минуты передает свои данные по радиоканалу в эфир, приемник стоящий у диспетчеров порта и самого Канала, начальников вахт шлюза принимает эти сигналы, декодирует их и на экране видно где идет то или иное судно, а так же всю необходимую информаццию о нем (длина, ширина, номер MMSI, пункт отправления, пункт прибытия, тип судна, скорость, координаты и т.д.). Эта система делает движение судов по реке и в частности по Каналу им.Москвы безопасной, и позвооляет диспетчерам принимать наиболее оптимальные решения, для наиболее эффективного прохождения судов.
Вот на башне шлюза № 7 видна антенна системы АИС - петлевая антенна, кабелем она соединена с приемником АИС установленного у начальника вахты шлюза, далее через интернет информация с этого приемника передается начальнику вахты шлюза № 8 и диспетчеру движения Кнала им.Москвы.
Ошвартовались, ждем когда поднимут сегментный затвор, шлюзовалась "Анна Каренина" в шлюзах одна, конечно хотелось бы чтобы еще какой-нибудь грузовичок (толкаемый состав или сухогруз) шел бы вместе с нами, но как я уже написал выше, судов следующих через шлюзы 7 и 8 на Москва реку с каждым годом становится все меньше и меньше. Уже нет Западного порта, теперь там строится огромный ЖК, фото увидите чуть позже, практически потерял свое значение Южный порт (Нагатинская пойма), так же что-то в этом году не активен причал в Тушино. Редкие суда типа "Окский" все же редко, нодоходят до Южного порта, встретить такой грузовик это большая удача, очобенно, если удается поймать его в центральной части Москвы на Москве реке. Но в этот раз никто не составил нам компанию, а потому продолжаем созерцать сам шлюз и его окрестности.
Из верхней камеры шлюза № 8 октрывается вид на довольно симпатичный элитный (и очень дорогой) жилой "муравейник" "Алые Паруса", там целый город в городе, там есть все, даже собственный яхт-клуб и набережная.
Ждем начала шлюзования, слушаю "Гранит Р-44", капитан "Анны Карениной" доложил, что судно ошватовано, и получил подтверждение от начальника вахты шлюза, что информация принята. Ждем подъема сегментного затвора и начала опорожнения верхней камеры.
Башня управления шлюза № 8. Обратите внимание на богатую архитектуру башен этого шлюза, а слева от башни видна скульптура фигуры человека. Над шлюзом № 8, как я уже написал выше, проходит мост Рижского направления МЖД,
Башня управления, над беседкой и внутри нее видны антенны УКВ радиосвязи. Это уже целый музей, ни одна из них уже не действует, над "беседкой" видна антенна от УКВ радиостанции Р-409, превоначально, примерно до 1979 года речники использовали для связи частоты авиационной УКВ радиосвязи, были выделены 4 канала, которых очень быстро стало не хватать, да и летчики жаловались на речников, что часто слышат их и мол они мешают им. Справа от беседки видна антенна с оборванным кабелем, это антенна от радиостанции семейства "Кама", возможно от "Камы-Р", в 1979 году Минсвязи СССР приянло решение выделить речникам "своеобразный диапазон" 300-336 МГц, его используют только на внутренних водных путях России, а в те годы СССР. И используют его до сих пор, парк антенн и радиостанций постоянно обновляется, были разговоры о переводе речного флота на частоты морской подвижной службы (156-162 МГц) как везде принято в мире, но пока речники остаются на своем диапазоне 300 МГц. Если кому-то интесна история развития УКВ радиосвязи на речном флоте, то можете почитать мои статьи на эту тему:
http://www.radioscanner.ru/info/article337/http://www.radioscanner.ru/info/article348/http://www.radioscanner.ru/info/article388/ Ворота верхней камеры шлюза № 8, внизу видна нижняя камера и мост МЖД Рижского направления.
Вид на межшлюзовой канал из верхней камеры шлюза № 8.
Шлюзование в шлюзе № 8 ничем не отлчиется от такового в шлюзе № 7. Т.е. сперва судно опускается на 8 метров в верхней камере, затем переходит в нижнюю камеру, ворота между камерами закрываются и судно опускаетс яеще на 8 метров. Примерно полчаса занимает процесс прохождения каждого из двух двухкамерных шлюзов.
Сегментный затвор поднимается из железобетонной камеры отделяя верхнюю камеру шлюза № 8 от межлюзового канала. Если бы мы шли снизу, с москвы реки в Химкинское водохранилище, то вода в камеру подавалась небольшим поднятием сегментного затвора, и вода самотеком, пройдя бетонный гаситель напора воды наполнила бы камеру. Но мы идем вниз, и вода из верхней камеры шлюза будет самотеком сбрасываться в нижнюю камеру шлюза № 8.
Электричка МЦД 2, Рижского направления МЖД, проходящая по мосту над шлюзом №8.
Опорожнение верхней камеры шлюза № 8, вид на сегментный затвор. "Анна Каренина" опускается в камере шлюза на 8 метров.
Процесс опорожнения верхней камеры закончен, и "Анна Каренина" следует в нижнюю камеру шлюза № 8, где весь процесс от швартовки, закрытия ворот и опорожнения камеры повторится. Шлюзование на самом деле, для тех кто ввлюблен в речные круизы, никогда не наскучит. Всегда можно найти в шлюзовании что-то новое и интересное. Правда может я и не объективен, я любитель речного флота и речных круизов, речной энтузиаст со стажем, участник в свое время нескольких интернет-форумов, объединяющих любителей флота и круизов, а для таких людей река и все что с ней связано не может наскучить никогда.
Верхняя камера шлюза № 8, подходим к стенке, будем швартоваться у 4 рыма (поплавок с швартовочным крюком, который поднимается и опускается в специальной нише в стенке шлюза вместе с уровнем воды.
Ошвартовались в нижней камере, вид на верхнюю камеру и ворота, разделяющие верхнюю и нижнюю камеры шлюза № 8.Нам предстоит опуститься еще на 8 метров вниз.
А над шлюзом № 8 проносятся поезда МЦД 2, до станции Нахабино (Рижское направление). На линии МЦД 2 работают новенькие "Иволги".
Ворота разделяющие камеры шлюза № 8 закрыты, по УКВ наччальник вахты шлюза объявил о начале шлюзования, велел следить нашему капитану за швартовыми. И объявил, что встречных судов снизу нет, увы, мы выйдем из шлюза и далее проследуем к шлюзу № 9, не встретив встречных судов. Правда, начальник вахты сообщил, что на рейде в районе Карамышево,стоит на якоре толкач "Коломенский-805" с баржой приставкой. Ждем начала опорожнения нижней камеры.
А вот и рым, тот самый плавучий причальный крюк, за который швартуются теплоходы во время шлюзования, видна ниша с направляющими рельсами, по которым ходят колесики рыма. По мере наполнения камеры он поднимается вверх, поднимаясь вместе с судном или опускается вниз при опорожнении камеры шлюза.
Опускаемся вниз еще на 8 метров. Опорожнение камеры проходит быстрее, чем ее наполнение, от входа в камеру до выхода из нее примерно 30 минут. Такое время шлюзования практчиески у всех шлюзов Канала им.Москвы.
В нижней камере Шлюза № 8, шлюзуемся, теплоход "Анна Каренина", селфи на память о прохождении шлюзов 7 и 8.
Шлюзование окончено, сейчас откроются ворота, зажжется зеленый сигнал выходного семафора и "Анна Каренина" выйдет в Москва реку. Капитан по УКВ поблагодарил начальника вахты шлюза № 8 за шлюзование, начальник вахты пожелал нам счастливого пути!!!
Зажегся зеленый сигнал семафора, и "Анна Каренина отправилась дальше, впереди нас ждут ЖК "Алые Паруса", Хорошевское спрямление Москва реки (часть сооружений Канала им.Москвы, Живописный мост, Карамышевская набережная и дальше шлюзование в шлюзе № 9.
И сразу за шлюзом № 8, нас ждет поворот, проход мимо набережной ЖК "Алые паруса", чуть дальше справа останется естественное русло Москвы-реки.
Скульптура матроса у входа в шлюз № 8 (если идти снизу). Хотелось бы конечно, чтобы все таки вся архитектура шлюзов 7 и 8 была отреставрирована, а пока видно, насколько разрушился постамент у матроса.
А мы покидаем шлюз № 8 и движемся далее уже по Москве реке. Именно прохождение шлюзов 7 и 8 делает этот мини-круиз (хотя он длился 4 часа) неповторимым, или эксклюзивным. У малого флота Москвы есть рейсы вокруг острова Серебряный Бор на теплоходе "Маэстро", с прохождением шлюза № 9 туда и оборатно. А вот два других шлюза экскурсионные теплоходы проходят очень редко. Правда мне повезло, это уже третье прохождение через эти шлюзы. Первый раз, это было в 2007 году на двухпалубном круизном теплоходе "Василий Чапаев" (до Карамышево, с разворотом не доходя до шлюза № 9), второй раз в 2009 году на скоростной "Ракете 191" (Южного речного вокзала до Водников, с шлюзованием в шлюзах 9, 8 и 7) и вот теперь на "Анне Карениной".
( продолжение следует )