В АНИЧКОВ, ГДЕ ЦАРСКИЙ ДОМ (продолжение).

Dec 18, 2016 22:06

Продолжу (http://victor-musatov.livejournal.com/3484.html) делиться впечатлениями и фотографиями Аничкова дворца, точнее его интерьеров. До сих пор, глядя на фото вспоминаю по зимнему холодный и снежный день 7 ноября, который подарил мне возможность попасть внутрь этого, без преувеличения, прекрасного и величественного дворца на углу Фонтанки и Невского. Из зеленой гостиной мы проследовали в Зимний сад, который "висит" на парадными сенями дворца. Этот сад был устроен еще при Императоре Александре II, когда он жил в нем еще будучи Цесаревичем. Зимний сад дошел до наших дней с минимальными потерями (с поправкой на большевистское  культуртрегерство и совковые псевдоискуссные элементы, которые были внесены в убранство этого помещения). Но сейчас, на сегодняшний день, после серьезной научной реставрации, можно видеть Зимний сад дворца в том виде, в каком он был по крайней мере при его последней хозяйке, императрице Марии Федоровне.
                   

Зимний сад Аничкова дворца.

Что примечательно, что скульптуры изображающие детей, в том числе и фонтан с мальчиком, абсолютно подлинные вещи, которые сохранились во дворце еще в царское время. Их не посмели тронуть, во-первых до 1926 года во Аничковом дворце был музей, где показывали как "безвкусно и с излишествами" жили царственные "паразиты", а после его ликвидации въехал Дворей пионеров. Ну а там, где царство детей и детские скульптуры посчитали уместными. Короче, Дворец пионеров не испортил в своей массе дворец, а наоборот благодаря его новым хозяевам, удалось многое сберечь (ну так, как это вообще было возможным во времена коммунистов).



После реставрации был возвращен первоначальный вид потолка Зимнего сада, слава Богу с него была убрана советская идеологическая мазня. И вот теперь придя в сад, можно ощутить живое дыхание той самой жизни, что была здесь во второй половине 19 века. А живые растения делают эти ощущения еще более реалистичными. Зимний сад отделен арками еще от одного зала дворца - Императорского. Раньше на его стенах висели портреты царствующих особо Дома Романовых, ну после падения Монархии судьба этих портретов неизвестна. А вот зал очень красивый, хотя может быть отделка его и не очень роскошная, даже скорее наоборот, скупая, но люстра и торшеры рубинового стекла, украшающие этот зал, придают ему парадности.



Вид на Императорский зал из Зимнего сада.



Скульптура рисующей девочки в Зимнем саду.
                   

Императорский зал, справа виден торшер из рубинового стекла.



Белый зал Аничкового дворца.

Из Зимнего сада и Императорского зала двери и полукруглая галлерея ведут в самый большой и самый парадный зал дворца - Белый. В нем устраивали балы и приемы для наиболее приближенных к императору и его семье лиц. Этот так называемые малые балы. Обычно инициатором их проведения была супруга императора Александра III - императрица Мария Федоровна. Она очень любила танцы, общение и веселье, а ее супруг напротив, для Александра Александровича балы и приемы были "адской мукой", он был человеком дела, а балам и танцам предпочитал спокойный отдых в виде охоты или рыбалки.



Белый зал. Хоры где находился доврцовый оркестр.

И конечно балы и большое скопление гостей на них очень быстро утомляли Государя, а продолжаться они могли и до утра. И вот тогда, Александр III, чтобы побыстрей завершился бал и гости начали бы наконец-то разъезжаться по домам, придумал одну шутку, он поднимался на хоры Белого зала, где обычно располагался оркестр и велел музыкантам по одному потихоньку покидать оркестровый балкон. Это длилось до тех пор, пока от оркестра не оставалось почти совсем ничего и тогда музыка стихала и это означало, что бал окончен. Позже Мария Федоровна узнала о проделках мужа, но всерьез на него не обижалась.



Белый зал. Сегодня он такой, какими его видели хозяева дворца.

Из Белого зала двери ведут в Парадную столовую, где проходили обеды и ужины, а так же, когда давались большие балы, так же можно было танцевать. Сегодня в Парадной столовой малый концертный зал, здесь в дни зимних каникул даются новогодние представления. Как собственно было это во времена Александра Александровича и Марии Федоровны, добрые традиции имеют свойство продолжаться.
   Парадная столовая отделана в стиле классицизм, стены и окна, а так же порталы дверей обрамляют колонны искусственного мрамора, который почти не отличимы на вид от натурального. Простенки над дверями украшают античные барельефы, копии с античных оригиналов. Потолок расписан под мрамор, так же на античные темы. Парадная столовая одно из самых больших помещений Аничкова дворца, занимает почти весь второй этаж южного крыла.



Парадная столовая. Барельеф над лверями зала, ведущими в Белый зал.



Парадная столовая. Ныне малый концертный зал.

Из Парадной столовой можно пройти как в анфиладу парадных гостиных дворца, так и в личные аппартаменты Их Величеств. Правда личные покои Аничкова дворца практически не сохранились. Ненависть и желание истребить всяческую память об Императоре Александре III и его семье, не смогли уберечь даже новые хозяева Дворца Детского творчества (тогда Дворца пионеров). Поэтому даже то немногое из личных покоев Аничкова радует глаз. Речь пойдет об Императорской библиотеке. Это очень интересное в архитектурном плане помещение, интересны его форма, материалы и приемы которые использовались при отделке этой комнаты.



Библиотека императора Александра III.

Библиотека одно из самых значимых, для их владельцев помещение. Ибо в ней хранились книги, документы, раритеты, которые были необходимы её хозяину Императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. Не секрет, что Великий князь Александр Александрович изначально не должен был стать Импертором Всероссийским, эта роль был предназначена его старшему брату Цесаревичу Николаю Александровичу, Никсу, как называл его Александр Александрович. И именно Николая Александровича готовили к роли будущего Царя, а стало быть именно он получил то, необходимое для управления страной образование. А Великий князь Александр Александрович, должен был посвятить себя военной службе, занимая должность командующего одного из рода войск. Но в 21 год, после перенесенной травмы, полученной в результате падения с лошади, Цесаревич Николай Александрович, после продолжительной и тяжелой болезни скончался. И обязанности Цесаревича и Наследника Престола перешли к Александру. Увы, получить полноценного и достаточного образования в сфере гражданского управления он не успел, 1 марта 1881 года, террористами был зверски убит  его отец, Император Александр II. Новому Императору Александру III, пришлось постигать науку управления Российской империей как говорится, по ходу дела. И вот сделав своей резиденцией Аничков дворец, он распорядился построить на втором этаже южного крыла библиотеку. В ней он собрал книги по многим отраслям государственного управления:законодательству, праву, промышленному и сельскохозяйственому производству, философии, военному делу и финансам и экономики. Эти книги были необходимы ему в повседневной работе, при рассмотрении и принятии решений по многочисленным делам, которые Александр III, лично рассматривал и читал. И конечно в книжных шкафах нашлось место книгам по искусству, которым Александр III увлекался всерьез и со знанием дела. И вообще, в Аничковом дворце Александр Александрович начал собирать коллекцию картин русских художников, которая затем стала основой для создания Русского Музея Императора Александра III.



Библиотека императора Александра III.

Библиотека одно из самых красивых помещений дворца. Отделано оно деревом с тончайшей и искуснейшей резьбой. Кстати интересна отделка потолка, с виду кажется он так же отделан деревом с тончайшей резьбой, на самом деле это гипс, точнее гипсовая лепнина, искуссно затонированная под дерево. Если бы нам не рассказала об этом экскурсовод, то лично я ни за что бы не догадался, что гипс, а не дерево. Еще это помещение имеет верхний балкончик, который соединяет библиотеку с помещениями тертьего этажа и на нем имеются укромные уголки. На балкончик ведет "потайная" лестница, спрятанная вот за такой же "потайной" дверью в форме шкафа.



Библиотека императора Александра III.
                                                "Потайная дверь", с вензелем Александра III.

Над дверью, над камином располагаются деревянные резные щиты с короной и вензелем хозяина библиотеки и дворца Императора Александра III. И сегодня в библиотеке продолжается жизнь и сегодня ее полки книжных шкафов занимают книги писателей прошлого и современных, сказки, рассказы и повести, книги по техническому творчеству и искусству, которыми пользуются дети и взрослые Дворца творчества юных. К сожалению книг, составлявших основу библиотеки Императора Александра III почти не осталось, хотя есть шкаф, где хранятся книги, которые возможно держали в руках и читали его бывшие владельцы. Но основную часть собраний, расхитили, уничтожили, а то, что осталось распределили по разным библиотекам красные ненавистники Императорской России, большевики, которые старались уничтожить любую память, в том числе и книги, о прежней Царской России и самиз Царях. Сегодня в библиотеки проводят свои занятия литературный и поэтический кружки, во время экскурссии мы застали заседание одного из них.
Но об Императоре Александре III и его семье, некогда жившими в Аничковом дворце, новые его владельцы помнят, на старинном камине библиотеки стоит фотография Императора и его семейства, которые из глубины веков смотрят "на племя молодое, незнакомое".



(продолжение следует)

Балы в Аничковом дворце, Дворец творчества юных, Император Александр III, Аничков дворец, Императрица Мария Федоровна

Previous post Next post
Up