По Закону Парности Событий, именно сейчас, когда я диагностировал феномен "системной правозащиты" и вместе с коллегами веду жесткую полемику с ее лидерами, в закрытом профессиональном сообществе социологов
СОЦПОХ увидел аннотацию замечательной работы Александра Филиппова "
Советская социология как полицейская наука".
Он пишет: "... «полицейская наука» - это управленчески-экспертная система полицейского государства. Понятие полицейского государства... предварительно определяется как система бюрократического управления, использующая монопольное право на насилие для осуществления административных решений, нацеленных на достижение блага и основанных на оценке ситуации и объективной необходимости, а не на длительной, опосредованной правилами и правом процедуре с неопределенным результатом. СССР последних десятилетий своего существования более всего напоминает в этом смысле полицейское государство, а идея научного управления - полицейскую науку. Социология и является одной из таких полицейских наук. Борьба за признание социологии в советские времена - это борьба не только с идеологией, но и с другими управленческими дисциплинами за место в системе экспертного знания". И особо отмечает, что "советская социология, строго говоря, никуда не исчезла и до сих пор"...
Коллега-социолог Дмитрий Рогозин выдает меткую мини-рецензию статьи, "обязательной для чтения":
"За призывами к жестким методологическим различениям, стандартизации, стигматизации интервьюерской работы (чего стоит сравнение интервьюеров с попугаями), защите цеха от интервенции "народных" социологов и повторяющихся разговорах о доверии маячит жёсткая и непреклонная логика централизованной полезности, а за очередным высказыванием многих коллег просвечивает осиповская улыбка вечного руководителя. По форме исторический анализ, по цели - резкий, критический диагноз современности".
А я отвечаю короткой репликой:
"Схожие соображения я только что высказал по поводу "официальной правозащиты" (см. эссе "
Российские сверхценности" и сегодняшний
обмен репликами в Твиттере с Сергеем Давидисом). В терминах Филиппова ее вполне корректно можно называть "полицейской правозащитой".
А в общеметодологическом и мировоззренческом дискурсе я давно указываю на то, что именно отсутствие альтернативной системности не позволяет вырваться из замкнутого круга никакими локальными усилиями ни по какому локальному направлению: ни в политике, ни в экономике, ни в науке, ни в культуре".