КСО-2: важнейшие развилки

Oct 17, 2013 20:05

Пояснительная записка по итогам заседания Круглого стола по подготовке выборов КСО второго созыва (см. мои тезисы, запись трансляции (мое выступление - с 47 минуты), а также голосование в ЖЖ Андрея aillarionov Илларионова)
0. О статусе КС
К сожалению, уважаемый Андрей Николаевич Илларионов, как и большинство других коллег, не видят или не хотят явно обозначать ключевую развилку, без осмысленного и адекватного прохождения которой, невозможно рассчитывать на успех дальнейшего движение. Главная развилка состоит в том, будет ли координирующий деятельность гражданской оппозиции России орган формироваться преимущественно по привычной централистской схеме или по федералистской, максимально учитывающей интересы освободительного движения, которое в России не может не быть антиимперским. Предлагаемая мной базовая схема формирования Всероссийского КС (ВКС) именно как координирующей структуры, преимущественно на основе делегирования полномочных представителей региональных органов гражданской самоорганизации - это идеальный вариант. Но возможны и компромиссные - на основе выборов по региональным квотам или по пропорциональной схеме, учитывающей реальный уровень развития гражданского движения. Эти технические детали, можно адекватно разрешить, но не замыливая главные, принципиальные моменты. Развилка между тоталитарно-имперским и регионалистско-демократическим вариантами - принципиальна.
1. О миссии, институировании (разделении) функций ВКС
Важнейшая задача ВКС - консолидация гражданской активности. Поэтому крайне важно обеспечивать как можно более компактную и целостную структуру этого органа. Нет, в частности, никакой необходимости жестко противопоставлять задачи стратегического и тактического плана, а тем более настаивать на их институировании в виде самостоятельных органов. Это лишь усложнит общую конструкцию, резко снизит эффективность взаимодействия, усилит конфликтность. Гораздо разумнее использовать естественное разделение на представительный и исполнительный орган, например, таким образом:

- ВКС является высшим органом гражданской легитимности переходного периода. Он обеспечивает выработку согласованной стратегии и, при необходимости, принимает решения по наиболее важным вопросам актуальной политической повестки. Целесообразно обеспечить очный (оффлайн) созыв ВКС не реже 1-2 раз в год. В промежутках ВКС может проводить общее голосование по удаленной схеме.

- ВКС формирует постоянно действующий компактный (15-30 чел.) коллегиальный исполнительный орган (“штаб революции”).
2. Об этапности
Не нужно вновь стремиться в один ход решить сразу все задачи. Главное - наконец, явно обозначить главный приоритет - развитие движения гражданской самоорганизации, ориентированное на формирование полноценной альтернативной легитимности как стратегического способа демонтажа существующего режима.

Приоритетной задачей первого этапа должно стать вовсе не избрание очередной версии "электорально-публицистической" структуры, из людей, имеющих всероссийский уровень известности, но не обладающих реальным политическим весом и не имеющих непосредственной связи с реально действующими политическими и гражданскими движениями, не несущими политической ответственности перед своими избирателями. Соответственно, на первом этапе имеет смысл концентрировать усилия на формировании региональных советов, структур гражданской самоорганизации в регионах.

Выборы Московского Городского Совета (МГС) могут и должны создать эффективный действующий образец, стимулировать аналогичные процессы во всех регионах России. Регионы вправе избирать советы (РКС) по собственной схеме, но целесообразно удерживать минимальный согласованный набор ключевых параметров, обеспечивающих гражданскую легитимность, прозрачность и т.д.
3. О заинтересованности и ответственности
Надо ясно понимать, что при любой системе формирования ВКС преимущество будет у "медийных персон". Ведь даже при формировании его путем делегирования или путем выборов по региональным квотам регионы будут вправе выдвигать делегатами или избирать любого гражданина, независимо от участия в РКС и места проживания. Но в этих вариантах, в сравнении с прямыми (точнее - непосредственными выборами членов ВКС путем всеобщего голосования) выборами, у членов ВКС будет гораздо более прямая связь с избирателями и неизмеримо более высокая ответственность перед ними.

Понятно, что и заинтересованность в участии в этом проекте, и ответственность за свой выбор будет неизмеримо выше у тех избирателей, которые будут участвовать в выборах не анонимно, а открыто - как полноправные и самостоятельные участники формирующегося в России гражданского движения за свободу.
4. О ликвидации "вертикалей"
Если мы ставим задачу разрушить порочную систему пресловутой "вертикали власти", следует решительным образом отказаться от этого принципа в построении структур гражданского движения. Должен действовать четкий принцип: решения федеральных структур носят рекомендательный характер для региональных советов/органов. Отлично известно, что формально-административное влияние всегда менее действенно и эффективно в сравнении с влиянием на основе рациональных аргументов при сохранении паритета и взаимного уважения самостоятельных участников общего дела.
5. О ресурсах
Устойчивую схему можно создать, только реализуя адекватную схему ресурсного обеспечения деятельности ВКС, обеспечивающую его независимость от узкой группы "спонсоров" и, наоборот, прямую связь с широким гражданским активом и широким слоем стратегически мыслящего бизнеса. Следовательно необходимо сразу формировать современную схему краудфандинга - непрерывного финансирования по смешанной проектно-функциональной схеме, с высокой прозрачностью, удобством пользования и т.п.

КС, гражданское движение, гражданская легитимность, выборы, Россия, революция, Илларионов, демократия, гражданская самоорганизация

Previous post Next post
Up