Привожу наиболее яркие моменты из текста резонансного выступления президента Грузии Михаила Саакашвили в ООН, которую я верифицировал и редактировал для публикации на сайте "
Патриофил".
Очень обидно, что в получасовом выступлении он не нашел возможности хотя бы вскользь упомянуть о гражданах России, в одиночку, без малейшего содействия извне продолжающих героическое противостояние всей мощи этого бесчеловечного имперского монстра. Одно лишь
упоминание фамилии Стомахина, например, сделало бы для защиты этого узника совести больше, чем все скромные усилия сотен защитников свободы слова. Впрочем, это отдельный сюжет. А пока стоит признать, что эта речь в любом случае останется одним из ярчайших образцов антиимперского акта в современной истории.
...Оптимизм начала девяностых, когда распространение либеральных и демократических ценностей казалось нам естественным, когда было ощущение «конца истории», когда казалось, что ООН - это сердце и душой окончательно умиротворенного мира, - этот оптимизм оказался разрушен волной пессимизма и цинизма...
... Есть множество причин для разочарования, но насколько оправдано замещение догматического оптимизма 90-х таким же догматическим пессимизмом, и развенчанием всех надежд? Разве осознание того факта, что распространение демократии и свободы требует титанической борьбы, должно заставить нас отрицать наши убеждения и принципы? Я пришел сюда сегодня, чтобы поделиться с вами надеждами моего народа и возвысить голос против этого пессимизма и безнадежности. Я пришел, чтобы обратиться к тем, у кого имеются сомнения, кто колеблется, и у кого есть соблазн сдаться...
... Нет, история не закончилась в 1989 или 1991 году, и она никогда не будет завершена. Свобода по-прежнему является ее движущей силой и целью. Везде, где мужчины и женщины хотят жить в условиях свободы, они сталкиваются с сопротивлением сил тирании.
Вопрос в том, намерены ли мы быть участниками или сторонними наблюдателями в этом противостоянии?..
Сегодня наши страны стоят перед выбором, гораздо более важным, чем выбор внешней политики или международных союзов, - это выбор способа жизни.
Неужели мы настолько не знаем свою историю, чтобы позволить ей повторяться вновь и вновь?
... Сегодня ни одна империя не может сохранять стабильность. Тем более, Российская. Если мы посмотрим на историю, Франция и Великобритания потеряли колонии не только потому, что колонии сражались за независимость, но и потому, что в Париже и Лондоне уже не верили в империю. То же самое происходит сейчас в России.
Отрицание имперской мечты, как мы видели, сначала происходит на ее окраинах. Но главное то, что империю отвергают и в центре. Такое отрицание проявляется не только в народных протестах или в возрастающей поддержке оппозиции в больших городах России. Это ярко проявляется и в циничном отношении со стороны русской элиты по отношению к этому проекту Путина. Именно те люди, которые должны обеспечивать успех этого проекта, не верят в него.
Отвергаемая на окраинах, отвергаемая в центре, империалистическая идея зашла в тупик. Евразийский союз терпит крах. И Россия, наконец, будет вынуждена стать национальным государством, у которого, вместо окраин, будут настоящие границы. Это будет началом к установлению стабильных отношений с соседями. И тогда конфронтация уступит место сотрудничеству.
Это произойдет гораздо быстрее, чем многие думают. В выигрыше окажутся окраины, но больше всего от этого выиграет российский народ.
Это произойдет, потому что для новых поколений граждан России, являющихся одними из самих активных пользователей интернета во всем мире, имперский проект - абсурд.
Это произойдет, потому что этническая дискриминация, существующая на территории России, не может консолидировать Россию, сделать ее более сильным и единым государством.
Это произойдет, потому, что доходу от неисчерпаемых месторождений нефти и газа реально угрожает перспектива добычи сланцевого газа и нефти. Это произойдет, потому, что газовая монополия не заменит экономическую модернизацию.
Это произойдет по причине коррупции и отсутствия справедливости [в России].
Это произойдет, потому что целые регионы были отчуждены по причине дискриминации и насилия; потому что Чечня, Ингушетия, Дагестан, Татарстан и другие регионы настолько притеснены, что больше не чувствуют себя частью единого с Москвой проекта.
Это произойдет, потому, что разочарование, гнев и ненависть очень сильны, а объединяющая идея отсутствует.
Это произойдет. И не в будущие десятилетия, но в ближайшие годы.
Через несколько лет Владимир Путин уйдет из Кремля и исчезнет из российской политики, несмотря на его заявления о том, что он собирается оставаться в ней еще 20 лет. Граждане России запомнят его как призрак прошлого - эпохи империи, коррупции и угнетения.
Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным. Никто не ведает, будет ли преемник Путина либералом, националистом, или тем и другим. Важно другое: Россия больше не будет империей и станет, наконец, нормальным национальным государством.
Это та перспектива, к которой мы все вместе должны подготовиться...