24 декабря, в 15:10, на Театральной площади Омска мой бывший соратник по общегражданскому сопротивлению лидер РО "Яблока" Сергей Костарев, выступая в роли организатора и ведущего митинга "За честные выборы", совершил грубую политическую ошибку - из разряда тех, которые считаются хуже преступления. Он нарушил достигнутую с огромным трудом пятью минутами ранее договоренность с лидером РО КПРФ Александром Кравцом об "объединении двух митингов в один". Заручился при этом сомнительным одобрением части граждан, собравшихся в отведенном общегражданскому митингу закутке. И в итоге упустил уникальную, поистине историческую возможность формирования мощной объединенной оппозиции ПЖиВ. Единственным аргументом было "нежелание стоять под красными флагами". В результате "неполитизированные" граждане оказались под многочисленными флагами ЛДПР. А лидер КПРФ начал свой митинг с подробного рассказа о раскольнической и безответственной позиции "гражданских лидеров".
Изложу кратко последовательность событий, предшествовавших этому скандальному эпизоду, который может оказать серьезное воздействие на политическую ситуацию в Омске.
1. 5-6 декабря группа молодых людей создала в социальной сети ВКонтакте страничку
с предложением поддержать готовящуюся Всероссийскую акцию протеста против фальсифицированных выборов 4 декабря. Из-за неопытности инициаторов и давления силовиков к 8 декабря возникла полная неразбериха с датой и формой проведения акции.
Я предложил воспользоваться отработанной ОГК и активом "Стратегии-31" формой Собраний Свободных Граждан и провести его 10 декабря на Театральной площади. Мне также пришлось выступить в роли ведущего и уполномоченного за обеспечение безопасности этого собрания.
2. Собрание 10 декабря оказалось одним из самых массовых публичных мероприятий в Омске за последние годы. Возможность выступить с его импровизированной трибуны получили все желающие, включая лидеров РО КПРФ, СР, Яблока и других политических организаций, а также новые молодые гражданские лидеры. Подробнее см. в статьях
Георгия Бородянского,
Василия Старостина,
Акрама Махмутова, а также в
видеозаписи с Собрания Свободных Граждан 10 декабря.
3. 11 декабря прошло менее многочисленное собрание граждан, на котором была предпринята попытка самоорганизоваться, чтобы не упустить и не растратить зря энергию растущего движения гражданского протеста. К сожалению, моя аргументированная рекомендация сформировать постоянно действующий орган под условным названием "Комитет 10 декабря" не была реализована и подготовка очередного митинга осуществлялась энтузиастами в "свободном режиме".
4. Еще 10 декабря, вечером, я предложил лидеру "Яблока" в Омске Сергею Костареву оказать молодым гражданским активистам содействие в подготовке митинга, для чего срочно сформировать представительный Оргкомитет на базе Омской Гражданской Коалиции, с включением всех новых активистов, готовых серьезно заниматься этим важным делом. Причем, я предлагал развивать и закреплять успех формата Собрания Свободных Граждан, зная, что любые попытки идти по пути "уведомления о митинге" приведут к еще более серьезному противодействию со стороны властей и спойлеров. Все мои предложения были отвергнуты, и в результате уведомление о митинге было подписано Сергеем Владимировичем единолично, а подготовка митинга осуществлялась группой молодых людей с постоянно меняющимся составом и под постоянным мощным прессингом со стороны спецслужб.
5. С 13 по 19 декабря я предпринимал неоднократные попытки удержать моих молодых соратников от общения со спецслужбами, объясняя всю опасность такого поведения. Но эти усилия оказались тщетными. Решение важнейших вопросов, способных обеспечить успех митинга, -
ясную и жесткую резолюцию и как можно более широкий состав выступающих - нам с Сергеем Костаревым удалось согласовать буквально в последние часы перед митингом.
6. Только 21 декабря, во время совещание в УМВД стало известно о том, что кроме общегражданского митинга по уведомлению Костарева, а также постоянных соседей из МГЕР, на проведение митинга с аналогичной тематикой на этом же месте и в это же время претендует КПРФ. Мы расценили такое поведение как спойлерское, о чем я сделал
очень жесткое заявление. К сожалению, Сергей Владимирович и в этом отнюдь не техническом вопросе проявил недопустимую мягкость,
уступив КПРФ основную часть Театральной площади и согласившись проводить общегражданский митинг в закрытом закутке в задней части площади.
7.
Утром 24 декабря у меня с одним из лидеров омских коммунистов Андреем Алехиным состоялся жесткий обмен мнениями по сложившейся ситуации. В последней реплике я, однако, еще раз подтвердил нашу открытость для взаимодействия. И особо отметил, что "самым сильным решением было бы достижение договоренности о совместном проведении сегодняшнего митинга. Время для исправления ошибок еще есть. Но разумеется, речь не может идти о вашем варианте "КПРФ приглашает всех". Это абсолютно не отвечает общей концепции Всероссийской акции общегражданского протеста против лжи и произвола власти и за честную и справедливую политику". С этим я поехал на Театральную площадь.
8. За 15 минут до объявленного начала общегражданского митинга отведенная для него площадка была пуста, поскольку полицейские на нее просто никого не пропускали, ссылаясь на некое указание начальства. Я тут же объяснил им, что они действуют незаконно, и людей стали пропускать. За пять минут до начала митинга, когда стало понятно, что два соседних митинга - КПРФ и общегражданский - имеют примерно равную численность, каждый на уровне в 500-700 человек, - подошел лидер омских коммунистов Александр Кравец и предложил все-таки провести объединенный митинг. При этом он согласился пойти на значительные уступки, в том числе: обеспечить паритетность и поочередность выступающих, возможность озвучить любые проекты резолюции или даже попытаться быстро согласовать общую. Единственное на что он не был готов пойти - убрать все красные флаги, кроме трех. Несмотря на очень напряженную ситуацию мне удалось убедить Сергея Костарева принять это предложение. Более того, Кравец согласился задержать начало митинга, чтобы учесть мнение основного соорганизатора от молодежи Михаила Яковлева. В 15:05 историческое соглашение об объединении двух митингов было достигнуто. Я отлучился на несколько минут, чтобы попытаться добиться от полицейских начальников беспрепятственного прохода граждан из одной площадку на другую по кратчайшему пути, а также об отключении динамиков Музыкального театра, которые создают реальную угрозу безопасности, поскольку заглушают все митинги, не давая возможность организаторам управлять порядком. Через несколько минут, после очень жесткого общения с и.о. начальника УМВД Валерием Борисовым вернувшись на площадь, я обнаружил, что ... никакого объединения митингов нет, Костарев начинает митинг в загончике, а Кравец рассказывает о безответственности и необязательности лидеров "несистемной оппозиции", сорвавшей такое важное соглашение.
9. Что мне оставалось делать? Продолжать участвовать в этом балагане под многочисленными флагами ЛДПР я не мог, поэтому просто поехал домой. Добравшись до компьютера, первым делом
принес публичные извинения Алехину и Кравцу.
Краткое резюме. С людьми, которые не различают ответственную политическую деятельность и шоу, с людьми, которые не понимают, что личные, а тем более публичные политические обязательства - важнее любых мнимых идеологических разногласий и сиюминутных выгод, с людьми, которые не понимают невозможность подмены четко работающих организационных структур любыми видами охлократии - с такими людьми не просто невозможно - с ними опасно иметь дело. Здесь нет ничего личного - только честная и ответственная политика и элементарные нормы человеческих отношений.
Допускаю, что мне еще придется взаимодействовать с этими людьми. Но ясно понимаю, что этот "декабрьский эпизод" не был случаен. А это значит, что в наших отношениях уже никогда не будет главной основы любого взаимодействия - доверия. И это самый печальный итог этих бурных декабрьских дней политической жизни Омска.