Об отношении к лондонским протестам

Aug 13, 2011 22:43

Выношу в отдельный пост нашу дискуссию с художником Дмитрием Врубелем в фейсбук-группе, посвященной Глобальному Арт-Проекту. Тема - картинка, выбранная Дмитрием для третьей "выставки-по-средам": ей стал ... Глобальный Лондонский Фак:



Виктор Корб Это означает солидарность с мародерами и гопниками? Такими же, которые помогают российской охранке избивать и убивать гражданскую оппозицию. Таким же, на которых держится режим Лукашенко. Думаю, это не лучший выбор.

Vrubel Dmitry Виктор, поверьте, не всё так просто. Посмотрите на статистику безработицы среди молодёжи в Европе, походите по этим районам - это по-любому протест, и он ещё докатится до Берлина и Барселоны. Гопники - они ведь не просто так)

Виктор Корб Дмитрий, я отлично знаю, насколько все непросто в общественных отношениях. И именно поэтому категорически не приемлю пропаганду насилия или солидарность с насилием. Европейское общество способно решать любые проблемы мирно. Мародерство и немотивированное насилие не должно оправдываться социальной несправедливостью. Так можно слишком далеко зайти. И именно на этом пути возникают все диктатуры. Для заострения этой ситуации, уверен, можно найти не менее яркие образы, которые будут привлекать внимание к проблеме. Но выбирать слишком очевидный образ солидарности с погромщиками - это очевидный перебор.

Vrubel Dmitry В Испании среди молодёжи до 25 лет - 50% безработные. Это, что не насилие? Они что, должны всё время сидеть на площадях и молчать? Если власть и обеспеченные граждане срут им на голову, рано или поздно они ответят.

Виктор Корб Даже если бы Вы выбрали известную картинку, на которой белый лондонец снимает штаны под дулом или ножом в руках гопника-негра, это было бы остро, но не ставило бы автора заранее на одну сторону... Впрочем, не хочу навязывать выбора - просто четко фиксирую свою позицию. Грань нужно удерживать. Поощрение насилия - это плохо.

Vrubel Dmitry Белый лондонец триста лет снимал штаны (и всё остальное) с негра. Один раз пришлось снять самому. Я не поощряю насилие - я призываю к пониманию и ответственности. Если нам на них насрать - рано или поздно они сами придут и насрут на нас.

Vrubel Dmitry Виктор, я считаю, что наш диалог - замечательный сопроводительный текст к картинке.

Виктор Корб Дмитрий, неудобно повторяться, но приходится, поскольку Вы просто игнорируете мои аргументы. Я не предлагаю ни на кого "насрать", я не предлагаю мириться с социальной несправедливостью, я не предлагаю вставать на сторону "зажравшейся элиты" и т.п. Я говорю о том, что для привлечения внимания к острой проблеме вовсе не обязательно однозначно солидаризироваться с одной из сторон конфликта. Причем, со стороной, доказавшей пока лишь готовность жечь, грабить и насиловать. В упомянутой Вами Испании, кстати, огромные традиции именно массового, хорошо организованного мирного протеста. И во многих других странах.

Vrubel Dmitry А поцелуй Брежнева и Хонеккера - это пропаганда коммунизма?

Виктор Корб Нет, в Поцелуе был и есть очевидный сарказм. В "Лондонском факе" - неприкрытая и искренняя солидарность с гопниками. Этот выбор резко девальвирует предыдущие образы именно мирного протеста. Впрочем, наверное, мне стоит остановиться.

Vrubel Dmitry Никакого сарказма в моём поцелуе нет - а есть неприкрытое состраданье к двум старикам и зависть по поводу искренности их отношений.

Виктор Корб Впрочем, нет. Совсем немного поиграю в предлагаемую Вами игру в демагогию ;-) По такой логике ситуацию вокруг трагедии в Норвегии лучше всего было бы показывать образом убийцы Брейвика, увешанного оружием... Ведь именно вокруг этого была и продолжается основная общественная дискуссия. А вовсе не вокруг образа соболезнования.

Vrubel Dmitry С Брейвиком тоже не всё так просто. Если бы я знал, в каком контексте можно было бы его нарисовать - я бы это сделал. К сожалению, пока не знаю, но поверьте, ищу. Современное искусство - это никогда не агитация и пропаганда, никогда не "мы занимаем чёткую позицию". Современное искусство - это ещё и провокация, это постоянное хождение по сомнительным морально-нравственным минным полям, постоянное "на грани".

Виктор Корб Дмитрий, давайте не унижать друг друга общими лекциями. Про "хождение по грани" я написал много текстов и выдержал серьезные дискуссии с "искусствоведами". Но есть грань и грань и есть провокация и провокация. И, да, есть фак и фак. Одно дело, когда этот фак показывают участники мирных протестов против диктатуры, произвола и бандитизма. Совсем другое дело, когда этот же символ демонстрируют бандиты, пусть и прикрывающиеся "социальными лозунгами". Группа "Война", например, не только сама рисовала факи, но и сама переворачивала машины. Но это были машины бандитов-милиционеров. И группа "Война" принципиально против насилия. Впрочем, правда, пора остановиться. Признаю и уважаю Ваше право творческого видения и творческого выбора. Но этот конкретный выбор я не смогу поддержать в режиме "соавтора" по Глобальному Арт-Проекту. Только это я и хотел сказать. Прошу прощения за бурную дискуссию.

Vrubel Dmitry Мы не искусствоведы, мы - художники. Картинка классная, кто на ней изображён - бандит или социальный активист, я, честно, не знаю, Вы, я думаю, тоже. Солидарность с погромщиками я не пропагандирую.

Vrubel Dmitry Фак власти, которая создаёт такую ситуацию, годами ничего не говорит о ней, не может предотвратить насилие, потом не может с ним справиться. Глобальный Фак тем, кто не может одних своих граждан защитить, а другим - дать перспективу. В отличие от Минска или Москвы жителям нищих районов Лондона или Нью-Йорка некуда бежать, они уже в "раю". Их дети обречены( В Берлине похожая ситуация - никто по своей воле не хочет жить в бедных "мигрантских" районах.

Виктор Корб Если бы это был именно Глобальный Фак, я был бы всеми руками и ногами за. Но здесь именно "Лондонский Фак". Причем, в совершенно точном актуальном контексте. Этот фак показывает, пряча лицо от камер, один из погромщиков. Да, власти несут ответственность за неэффективную социальную политику. Но это не достаточное основание для солидарности с бандитами.

Итак, я за "Глобальный Фак" как символ социального и гражданского протеста произволу и несостоятельности властных элит. Но я не буду соавтором "Лондонского Фака" именно сейчас. Надеюсь, моя позиция понятна.

P.S. В чате в группе я также напомнил о том, что сам я совершенно спокойно отношусь к факу как актуальному символу и легко использую его в подходящем контексте. Вот, например, меня запечатлели в момент подготовки колонны Первой Омской Монстрации в мае 2010 года:




UPD: важное из комментариев к этому посту:

"Врубель и другие художники, действующие в русле "левой фронды", конечно,   в реальности против насилия. Просто они не очень понимают того, насколько   жестко действует модель "мощения благими намерениями дороги в ад".  Точнее, даже не намерениями, а популистскими демагогическими лозунгами и   идеологическими абстракциями. Справедливость - очень важное понятие и условия общественного согласия. Но некритичное заигрывание в "левизну" торит дорогу в точности "самым низменным, животным проявлениям человеческой натуры", прямо противостоящим гуманизму.

Проблема в том, что "европейским левым" подыгрывают "право-консерваторы", формируя самовозбуждающийся механизм политической дихотомии, кажущейся безвыходной и толкающей к разным формам диктатуры".

Врубель, искусство, гражданский протест, дискуссия, Корб

Previous post Next post
Up