Американские исследователи, постулировав высокую поляризацию общества и разделение людей на «ментальные пузыри»,
провели масштабное исследование Твиттера и Фейсбука, проверив-подтвердив гипотезу о том, что само по себе упоминание «врагов» и их аргументов в сообщениях является существенно более значимым фактором виральности сообщений (их лайкошеринга), чем негативные или позитивные маркеры в нём.
Но вот не произведёт ли это «знание» обратный эффект, учитывая ту скорость и лёгкость, с которой власти и владельцы соцсетей пытаются «заботливо оградить пользователей от негатива» путём жёсткой цензуры и применения других методов из арсенала Большого Брата и тем самым фактически лишь укрепляя границы между социальными «партиями» и стратами, - большой и сложный вопрос. Ну, или, наоборот, тайна Капитана Очевидность...
Любопытно посмотреть на то, как
результаты этого исследования интерпретирует известный российский антрополог Александра Архипова.
UPD: Я, кстати, всегда отстаивал тезис о том, что наиболее эффективным способом борьбы с «врагом» в информационном пространстве является его игнорирование и концентрация ресурсов на продвижении месседжей, органичных собственному комьюнити (включая формирование «своего языка» и всей системы смыслов и коммуникационных практик). Проще говоря, если у тебя есть возможность строить собственный дом (сообщество, страну), лучше заниматься именно этим, а не пытаться разрушить или занять дом врага. Да, на определённом этапе неизбежно возникает более жёсткое противостояние на границе, но результат этого противостояния будет тем успешнее, чем более мощными и прочными к этому моменту будут ваши «тылы».