Пятого апреля исполнится ровно год с момента задержания Сергея Грушевского. Популярного музыкального ведущего и продюсера арестовали, обвинив в противоправных действиях в отношении несовершеннолетних артистов. У его друзей и коллег эта информация вызвала шок, а обвинения воспринимаются как совершенно абсурдные. Но затем большинство людей, считавшихся друзьями, как это часто бывает, «познались в беде» и пропали. В огромном потоке публикаций СМИ, транслирующих априори обвинительную версию, я обнаружил лишь
одну, дающую на редкость взвешенную подачу ситуации...
Последнее селфи, сделанное Сергеем Грушевским 29 марта 2017 года, за неделю до ареста.
Несмотря на то, что Сергея очень многое связывает с Омском, мы с ним никогда не встречались живьем, но были взаимными френдами в соцсетях, изредка обмениваясь лайками, шерами и ретвитами. Зная, как легко в современной России попасть под пресс подлоохранительной системы, я, конечно, переживал из-за этой истории, а почти полное отсутствие достоверной информации из первых рук порождало самые мрачные домыслы.
Наконец, я решил покончить с неизвестностью и обратился за содействием к известной правозащитнице Анне Каретниковой: для начала ограничившись лишь просьбой помочь разыскать Сергея, чтобы попытаться наладить с ним прямую связь через ФСИН-письмо... Первая попытка завершилась неудачно: письмо, отправленное в СИЗО-3, вернулось с уведомлением об отсутствии адресата. Затем Анна более тщательно «пробила» свои источники и сообщила, что подозреваемый Грушевский находится в больнице СИЗО-2, больше известного как изолятор ФСБ «Бутырка».
16 марта я отправил короткое письмо, завершив его словами «я буду рад получить от тебя любой ответ, чтобы понять главное: что ты жив и не теряешь надежды на скорое освобождение». И ровно через неделю получил ответ.
К сожалению, Сергей не уточнил, как я его просил, какие моменты можно, а какие не стоит предавать огласке. Поэтому я решил не приводить его текст целиком, а изложить в виде интервью. Надеюсь, мое журналистское чутье меня не подвело, и мне удалось сохранить всю живость непосредственной речи моего собеседника, не нарушив конфиденциальности.
Итак, вот это письмо-интервью:
- Сергей, привет. Только что при содействии Анны Каретниковой узнал, что ты содержишься в больнице СИЗО-2, - сразу решил написать, чтобы протестировать этот канал связи. До этого не удавалось нигде узнать никаких деталей.
- Привет! Очень приятно и неожиданно! В СИЗО-2 я уже с апреля 2017. После института Сербского в сентябре 2017 меня закрыли в психбольнице, чтобы лишить меня привычной связи. Поэтому я не в курсе, что на меня льют на воле 😞
- Расскажи, какая у тебя сейчас ситуация по «делу». Нужно ли содействие, и, если да, то какое именно?
- Вся инфа только у моей гражданской жены Лены и родной сестры Натальи. Свяжись с сестрой, она рулит моими делами. Найди в Фейсбуке С.Ч. - он в теме откуда вода течет. Писать тут мои соображения не могу.
- И все-таки хотя бы кратко прокомментируй свою позицию, чтобы хоть немного компенсировать мутную волну домыслов и инсинуаций, в которой отметились многие СМИ.
- Грязи на мне нет. Сразу проработали всё моё окружение, типа я сознался, даю показания и т. п. 😊 Ничего подобного! Вины не признаю, и статья 51-я у меня. (прим. ВК: статья Конституции РФ, гарантирующая право обвиняемого не свидетельствовать против себя).
Кому-то я не угодил, слишком широко шагал 😞 По факту - оговор. Проработали бывших участников студии периода 2013-2015 гг (трех), уговорили подписать. Историю прорабатывали долго, искали и деньги, и связи. Кроме этих обиженных мам никто не сливал. Только продиктованный оговор, никаких свидетелей и компромата (через 10 месяцев отдали мои четыре компа, два багажника носителей, камеры, фотики и проч.). Партнёр по студии А. - нехороший человек 😞 Со мной - единицы верных друзей.
- Следствие уже закончилось?
- Да, суды начались. Просвета никакого...
- Как твое самочувствие, настроение? Как переносишь разлуку с близкими?
- Всех своих из Москвы я сразу переправил в ***: безопаснее и от прессы подальше, сюда ко мне летают. Свиданки не давали 10 месяцев, разрешение расписаться с Леной не давали 😞
По быту: с самого начала - все у меня по-людски, никаких притеснений. Телевизор, получаю книги с ОЗОНа, продолжаю штудировать ENGLISH 😊. Тепло, 8 шконок + 2-3-4 человека всегда еще на полу. Здоров головой и телом. Вес сохраняю 88 кг. 😊 Улыбаюсь, но на самом деле 😞 Не мой это квест 😞 Конечно, меня поддерживают, но увы, я в трансе 😞.
Примечание: большая часть текста аккуратно воспроизведена из оригинала письма, включая все смайлики - и улыбающиеся, и грустные.