Оригинал взят у
marialexeeva в
Ян Гейл предлагает всем пересесть на велосипеды. Ч.2 ЧИТАТЬ НАЧАЛО СТАТЬИ Ключевые идеи нового урбанизма изложены Яном Гейлом в его книге - «Жизнь среди зданий: использование общественных пространств» (“Life Between Buildings: Using Public Space”). Жизнь между зданиями дает возможность людям общаться, быть среди других людей, а это - главная ценность города и городской жизни, такой город будет непременно более привлекательным для жизни. Как пишет сам Ян Гейл, «возможности для встреч и ежедневной деятельности в городских общественных местах или в жилых районах позволяют быть среди людей, видеть и слышать их, наблюдать за их поведением». Жизнь среди зданий представляет собой в первую очередь низко интенсивные, пассивные контакты («вижу и слышу»), однако Ян Гейл добавляет, что хотя эти контакты и кажутся незначительными, они все же ценны, поскольку каждый отдельный контакт между людьми формирует предпосылки для более сложных взаимодействий.
Живые города, о которых пишет Ян Гейл, - это те, в которых люди могут взаимодействовать друг с другом.
Безусловно, почему бы обществу не объявить своей целью здоровый образ жизни без стресса и разобщенности с другими людьми, образ жизни, при котором все близко и есть возможность наконец-то узнать тех людей, с которыми суждено жить рядом. Общество уже давно признало важность экономичного расходования, как природных ресурсов, так и своих личных, как минимум путем отказа от вождения личного автомобиля. Однако все же не стоит игнорировать тот факт, что в это же время и для предпринимателей открываются новые пути по обогащению за счет односторонней экономии жителей: у людей, тратящих меньше денег на автомобили и топливо, возникает желание восполнить баланс потребления. Таким образом, их траты на все остальное вырастут на столько, на сколько и уменьшатся за счет отказа от автомобилей. Касательно вопроса экономии Ян Гейл заметил, что если в городе создать благоприятные условия, грамотно спроектировав центральные и жилые районы, то вполне может отпасть необходимость в дорогостоящих и часто неоправданных попытках сделать здания утрированно интереснее и богаче, используя сильные архитектурные эффекты. «Жизнь среди зданий, - говорит Ян Гейл, - более богатая, стимулирующая и полезная, чем любая комбинация архитектурных идей».
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Все же полностью отказаться от какого-либо транспорта даже внутри небольшого города невозможно, да и не является эффективным. Сделать транспорт в большом городе максимально экологическим - вот, что больше всего занимает Яна Гейла. Ян Гейл предлагает заменить автомобильный транспорт на велосипеды, роликовые коньки и самокаты. Его девиз - больше ходить и меньше ездить, так как для того, чтобы быть здоровым, человеку нужно делать в день минимум десять тысяч шагов. В интервью «Афише» Ян Гейл встал на защиту велосипедов: «Велосипеды - это общественная жизнь. Когда горожане едут по улице на велосипедах, то вокруг видят много людей. А когда на машинах - железа. А для меня именно общественные пространства, общественная жизнь - самое главное. Чтобы люди гуляли, чтобы им было хорошо, чтобы все соответствовало масштабу человека. Лучший город на свете знаете какой? Венеция. Все остальное - компромисс. Венецианские улицы - маленькие, тихие, на них люди останавливаются и говорят друг с другом. В другом интерью у него спросили, как будет выглядеть город через пятьдесят лет. И Ян Гейл ответил, что автомобили перестанут быть привычным личным транспортом, а города окончательно вернутся людям, «в них снова будет приятно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. Наступит расцвет общественного транспорта, особенно метро. И это будет по-настоящему интеллектуальная транспортная система, гораздо лучше сегодняшней. Велосипеды станут частью этой системы. Вот в Дании не так давно появилась важная услуга: по интернету можно арендовать велосипед на вокзале, и, когда ты выходишь из поезда, он уже ждет тебя. Велосипеды у нас уже стали частью общественного транспорта, но для этого, конечно, понадобилось много лет».Безусловно, нужно согласиться с Яном Гейлом, что города сейчас становятся на путь устойчивого развития (или только должны встать?), поэтому транспорт должен быть экологически чистым, что сделает город более здоровым и снизит объемы потребления ресурсов и затраты энергии. Однако реально ли если не полностью, то хотя бы частично заменить транспорт в мегаполисе на экологически чистый? Кто будет вкладывать в это средства, и кто будет совершать ежедневные многокилометровые переезды на велосипеде… Итак, рано или поздно мы должны задать вопрос: способен ли новый урбанизм реконструировать мегаполис, сохранив его как единое целое? Новый урбанизм Яна Гейла гуманистичен по своей сути, так как он ставит на первый план интересы человека. Все вместе эти принципы нового урбанизма поднимают условия жизни на новый качественный уровень и позволяют создавать среду, которая обогащает, поднимает и вдохновляет человеческий дух. Поэтому хотя бы создание соответствующих условий для модернизации станет весьма значительным стартом к строительству новых Городов для Людей.
Компания Gehl Architects, занимаясь архитектурой отдельных объектов и городским планированием в целом, из проекта в проект разрабатывает идеи нового урбанизма. Занимаясь с 1998 года развитием городской среды торгового и развлекательного района Осло Akker Brygge, Ян Гейл смог достичь значительных результатов: в итоге эта прибрежная портовая городская зона стала любимым местом встреч людей - она живая, современная и многофункциональная. Вместе с SLA, командой ведущих ландшафтных архитекторов, Gehl Architects в 2005 году возродили еще одну территорию рядом с гаванью - теперь уже индустриальную зону Bjrvika.
В 2007 году Департамент транспорта Нью-Йорка нанял компанию Gehl Architects для изменения улиц и площадей этого мегаполиса, чтобы улучшить качество жизни пешеходов и велосипедистов. Ими были преобразованы многие общественные пространства города, в числе которых Бродвей и Тайм Сквер. Стратегические рекомендации Яна Гейла помогли Нью-Йорку стать по-настоящему активным, привлекательным и удобным для жизни, безопасным и здоровым городом. Подобные разработки реорганизации общественных мест были проведены чуть ранее, в 2004 году, в Лондоне. Повсеместное доминирование автомобилей было решено заменить здоровым балансом между транспортным движением, грамотной логистикой общественного транспорта и пешеходным движением.
В современной России проблема преобразования города начинает постепенно ставиться на первое место, так как окончательно назрела необходимость сделать общественные пространства более гуманистическими и здоровыми. Специфика российских проектов, созвучных идеям нового урбанизма, заключается в особом масштабе, так как они предполагают полное переустройство целых районов, часто путем возведения нового на месте разрушенного старого. Теоретические и практические разработки Яна Гейла основаны именно на безопасном подходе к реновации городской среды; их применение позволит вдохнуть жизнь в непривлекательные городские зоны и создать новые общественные пространства, а впоследствии превратить все больше автомобильных городов в Города для Людей.