Feb 01, 2014 15:05
Очень долго собирала все свои знания в кучу, чтобы написать о глубинных психологических причинах критики.
Привычка осуждать других - это зачастую признак неуверенности в себе, эгоизма или незрелости. Каждый из нас - дитя Бога. Бог любит всех своих детей. Если я хочу полюбить Бога, мне нужно научиться любить тех, кого любит Он.(с)) Радханатха Свами. Во многом соглашусь с Р.С., но взглянем на это явление с точки зрения психологической науки. Для начала определимся, что является критикой и осуждением, я для удобства буду использовать следующие определения этих явлений: "Критика- отрицательное суждение о чём-либо/ком-либо, указание недостатков";"осуждение-неодобрение, порицание". В общем-то, явления одной группы.
Теперь рассмотрим явления с разных психологических подходов. Очевидно, что критика или осуждение появляются, когда присутствует или процесс межличностного общения или процесс анализа и оценки субъектом. То есть задействованы в процессе сразу несколько сфер- когнитивная (многие ее называют интеллектуальной), эмоционально-волевая и социально-поведенческая (некорректное название с точки зрения психологии, однако при рассмотрении явлений будет удобнее это объединить в одно). В общем-то, если нет ещё одного субъекта, то критика и осуждение могут быть, однако в этом случае всё происходит немного по-иному вовне. Что же происходит внутри человека, который становится критиком-судьей? Обо всём по порядку:)
Критика-судью что-то эмоционально "поддергивает". Причина ему самому обычно кажется очевидной, однако, дело вовсе не в ней. Затем помогает когнитивная сфера: с её помощью человек приводит аргументы своего неодобрения. Почему дело вовсе не в причине, которая видится критику? Как показывает мой опыт психолога-тренера, начинается всё просто с эмоциональной вспышки, т.е. с того, что "просто не понравился человек/ситуация/интонация и так до бесконечности. Всё остальное-это уже просто оправдание для самого себя и окружающих собственных реакций. Причина же обычно заключается в том, что мы что-то не принимаем в себе и, видя в человеке нечто такое же или кардинально противоположное, нас это цепляет. Это "видение" происходит на уровне бессознательном. В случае, если мы ощущаем собственные качества, которые не желаем в себе принимать (и прорабатывать их не желаем или не можем по тем или иным причинам) в другом человеке, то тут можно говорить о проекции как о методе психологической защиты (З.Фрейд в своё время изучал этот вопрос), о юнгианской "Тени" ( к слову ,"тень" есть у каждого). В случае, если мы ощущаем в человеке нечто такое, чего нам самим не хватает личностно и духовно,то опять-таки появляются критика и осуждение. Но тут уже они идут как компенсация некоторой несостоятельности, неуспешности, личностной незрелости. Более подробно, как ни странно, этот вопрос изучался в рамках исследований самооценки, а также в рамках гуманистической психологии. Исследователи пришли к выводу, что зачастую у осуждающих нет адекватной самооценки, и, как следствие, есть более враждебное восприятие к тем, в которых они видят желаемые качества. А. Маслоу в рамках теории о самоактуализирующихся личностях, много изучал тех немногих, которые таковыми являются. Наряду со многими качествами, выделенными Маслоу, в списке были и "принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других"; "автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов"; "демократичность в отношениях,готовность учиться у других". Думаю, что линия ясна,да?:)
В социальной психологии, мы также можем получить ответы на вопросы о причинах явлений. Например, есть такой феномен как каузальная атрибуция-феномен межличностного восприятия; заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах действий.Т.е. часто мы приписываем причины поступков, основываясь на том, "как это происходит у меня/в моей семье/моём окружении/нашей стране и т.д." При этом мы игнорируем, что у другого человека совершенно другие представления и, как следствие, свои причины.
Ещё нельзя не затронуть при рассмотрении данной темы схемы: преследователь-жертва (в нашем случае без спасателя). Кто есть кто? И как это проявляется? Преследователь считает виноватой во всех смертных грехах Жертву. Причины тому могут быть самые разные, это может быть как реальная ситуация, когда Жертва сначала создала Преследователю большие проблемы, а потом встала в позицию бедного-несчастного человека, а может быть субъективное восприятие Преследователя. В любом случае, Преследователь обвиняет и наказывает жертву. Жертва- человек, которому безумно нужна помощь, не может справиться со своими проблемами самостоятельно. Вся суть заключается в том, что постоянно преследователь и жертва меняются ролями. Играть эти роли люди начинают, т.к. не умеют или не хотят брать на себя полностью ответственность за собственные жизни и конструктивно решать сложности и конфликты. В нашем случае конструктивность будет не в саркастичности и нападках на другую личность и не в реакции отчаяния и принятии унижения с другой стороны, а в том, чтобы первый субъект просто высказал свое недовольство, без иронии, сарказма, не переходя на личность другого ("Мне сейчас не нравятся твои действия, я их считаю глупыми, потому что... Но это мое мнение, и я могу ошибаться"). Второй же, даже если критик в его адрес не сдержался, может ответить примерно следующее: "Я выслушал тебя. Я с этим не согласен, но спорить не буду. Если в спокойном состоянии через несколько дней ты захочешь обсудить произошедшее,то можно это сделать". На эмоциях это сложно, но зато сколько нервов экономим себе и окружающим, если так делаем:)
(с))Наталья Гончарова
разное,
психология и психотерапия,
работа над собой,
повседневное и размышления о жизни