Под отписками я имею в виду немногочисленные фотографии других мест, доказывающие, что я не только вопиющим нердством в Брюсселе страдала.
Как я уже говорила, перед отъездом я в поисках вменяемого списка Бронте-мест в Брюсселе зашла на сайт
The Bronte Group, где на странице планируемых мероприятий увидела встречу, назначенную ровно на 11-е, мой первый день в Бельгии. Я написала Хелен, ответственной за регистрацию, и попросила прислать мне программу проводимых по Бронте-местам прогулок, если таковая имеется. В ответ я получила подробнейший план действий, за что очень ей благодарна, а также приглашение на встречу 11 февраля. Комментарии на английском к фотографиям - выдержки из письма.
Серию брюссельских впечатлений открыла для меня здоровенная насыпь с памятником, на которую я недоуменно смотрела из окна машины, пока Петра не обронила: "Это Ватерлоо". Если бы в машине можно было стоять, я бы села. Добравшись до города, мы высадились у авеню Ботанического сада, где мне нужно было найти малоприметную металлическую дверь вот сюда:
Собрание было вполне себе многолюдным, малонациональным, так как было представлено в большинстве своем англичанами, и со средним возрастом за сорок. Плюс к тому почти все на встрече друг друга знали, так что я шаталась там неприкаянная, почти ничего не снимала, но хотя бы презентациями насладилась.
Выступало четыре члена группы с интерлюдиями от Хелен.
Когда я вошла, на экране был здоровенный портрет Марии Эджворт, что сразу включило на полную мощность среду литературного нердства. Первая презентация, проведенная ирландкой Моникой, была в меру живой, но вообще-то их качество с каждым новым выступающим все нарастало. Алекс из Португалии рассказала про литературные блоги и ресурсы в интернете - я сделала несколько заметок и при случае посмотрю, что из себя эти сайты представляют. Мириам страстно и драматично повествовала о готических элементах в Грозовом перевале и Джейн Эйр, зачитывая некоторые моменты оттуда с таким надрывом, что у меня мурашки по коже бегали. От Перевала - впервые в жизни.
И наконец завершилась встреча рассказом американца Джоунса о влиянии брюссельского периода на Джейн Эйр. Естественно, суть презентации свелась к тому, чтобы как можно меньше раз упомянуть Городок и как можно больше - Дж. Э. Это выступавшему средне так удалось, но зато все неплохо прошлись по обоим Эже и Шарлотте. Из совсем новых вещей, о которых я не читала никогда, обнаружился фрагмент письма мсье Эже одной из его учениц. Джоунс с энтузиазмом вещал, как подобное письмо могла получить от учителя и Шарлотта, что в описываемом образе ее можно легко представить, а тем временем все женское общество среди слушателей недоуменно поглядывало по сторонам и наконец робко поинтересовалось, а ничего, что это письмо откровенно флиртующее? Джоунс так этого и не увидел, в то время как всем остальным это было более чем очевидно.
Встреча продолжилась дальше на менее официальном и менее литературном уровне, и я в любом случае собиралась заняться другими вещами, так что с этими фото закончим. На следующий день я съездила в Гент, откуда покажу только одну картинку для галочки.
И наконец можно к перейти к фото, сделанным в понедельник, когда я с письмом Хелен наперевес ломанулась по центру Брюсселя.
Мне трудно передать, насколько все упомянутые ниже места друг от друга близко. Что их так долго мотало в Городке от локации к локации - ума не приложу. В общем, поехали.
Go to Palais des Beaux-Arts (concert hall), Rue Ravensteinstraat 23, 1000 Brussels. The main entrance is on the corner of rue Ravensteinstraat and rue Baron Horta and near the entrance, in rue Baron Horta, you can see a plaque to Charlotte and Emily Brontë placed by the Brontë Society. The Palais des Beaux-Arts, often called Bozar, is on the site of the Pensionnat Héger.
Это вот я стою на уходящей направо рю Равенстайн, а левая часть Бозара - рю Барон Орта. Памятную табличку можно увидеть, присмотревшись к серости слева от красного дорожного знака.
The steps leading down to rue Baron Horta from rue Royale are on the same spot as the steps that were there in the Brontës' time, but in their day they led down to rue Isabelle (which has now disappeared) and the entrance to the Pensionnat.
Если посмотреть левее по Барон Орта, то это мы как раз и увидим.
Вид с лестницы выглядит вот так:
А вот теперь конкретнее о локациях. Если подняться по лестнице и заглянуть за памятник, там сразу через улицу начинается парк. Тот самый, где хунта собиралась. Сразу. А мы спускаемся обратно к первой фотографии и идем по Равенстайнстраат направо.
Nearby, have a look at rue Terarken (off rue Ravenstein, but at a lower level - you have to go down steps to it) and rue Villa Hermosa (off Montagne de la Cour). They are just about the only remaining parts of the old cobbled streets from the old Brussels of the Brontës' time. They give you an idea of what rue Isabelle looked like.
Будучи идиоткой, я нашла только первую из двух улиц, ну и ладно. Вот она, вниз по лесенке, рю Тераркен.
И если смотреть вверх.
Go to the end of rue Terarken and look on the wall - there is an unofficial plaque there put up by a Bronte Society member to commemorate the Brontes!
Спустившись по лесенке, надо пойти направо и уткнуться в стену.
И обратно наверх. Между Бозаром и спуском на рю Тераркен стоит красное здание - старый отель Равенстайн.
Also look at a big building called the Hotel Ravenstein on rue Ravenstein (near the corner with Montagne de la Cour). This lovely building was there in the Brontës' time.
В продолжении кирпичной стены направо будет арка, куда можно зайти.
Дальше я прошлась вниз по улице Montagne de la Cour и посмотрела на окрестности музея. В Бронте-места это не особо входит.
Но пора возвращаться. Дома, уходящие налево - конец рю Равенстайн, то есть там левее Бозар и отель. По центру виднеется на самом деле довольно отдаленная Place Royale, куда мы еще попадем. Справа же на обрезанной на фото стене можно заметить небольшую табличку.
On the other side of Montagne de la Cour to rue Villa Hermosa and the Ravenstein building, go into a lovely square that is hidden away from sight there, Place du Musée. In this square is the entrance to a small Protestant church or chapel (Eglise Protestante de Bruxelles), one of several doors in a sort of semi-circle. This is where Charlotte and Emily went every Sunday.
Переход от Равенстайнстраат к Плас дю Мюзе выглядит вот так. Даже без очков можно разглядеть Бозар (читай: место пансионата Эже) и отель Равенстайн. Обратите внимание на черную махину банка прямо за Бозаром.
Плас дю Мюзе тем временем надежно спрятан за нашей спиной при помощи какого-то странного подъема, и так же надежно спрятана протестантская церковь. Самая правая дверь дуги - то, что мы ищем.
Для ориентации - пестренькое здание справа вы уже видели на предыдущих фото.
По рю дю Мюзе идем к зданию, которое мы уже видели.
От него налево уходит рю Ройаль, на которой стоит парк. Я пошла вдоль дворца, стоящего перпендикулярно рю Ройаль, чтобы вернуться к ней потом.
Знакомая черная штука? Вот как рю Ройаль и парк близко от рю Равенстайн.
Finally, you can go into the nearby park, Parc de Bruxelles, and see the bandstand ("kiosque") where Charlotte heard a concert, described in Villette.
Тем не менее парк меня начал угнетать аж вот с такого расстояния. Прямо за моей спиной - дворец.
Из парка кусочек дворца:
И продолжаем угнетаться. Я искренне сомневаюсь, что в февраль времен Бронте это все выглядело более бодро.
Вы хотели беседку с концертом? Вот вам беседка с концертом.
Фонтан, такой шикарный и значительный на старых фото, на деле... ну сами подберите определение. Я вставлю только "неработающий".
Даже левушка расстроен и подавлен.
А дворец вот он какой.
Потом вот вам поближе вид рю Ройаль -
За стеной и вниз будет отель Равенстайн, а памятник и спуск по лестницу к рю Барон Орта/Бозару/рю Равенстайн - ровно между двумя светлыми зданиями, зазор на фото хорошо виден.
Ну и главная площадь напоследок, без ратуши, она не влезла)