Англичанка, крещённая в Бонячках, «Иван Иванычи», королева Великобритании и советские женщины...

Sep 02, 2015 10:57

Часть 1. Крещение в Бонячках

13 мая 1884 года в Богородицкой церкви села Бонячек священником Василием Груздевым была крещена Лидия. Родителями её были «Великобританский подданный Иван Родфорд Горрокс и законная жена его Лидия Васильева, оба протестанского вероисповедания».




С родителей была взята следующая подписка:

«1884 года, мая 13 дня, я нижеподписавшийся Великобританский подданый Иван Редфорд Горрокс и законная жена моя Лидия Васильевна Горрокс, оба протестанского вероисповедания, обратясь к Православному Священнику Богородицкой церкви села Бонячек, Василию Груздеву, с просьбою окрестить по обряду православной церкви дочь нашу Лидию, рожденную 25 августа 1883 года, даем сию расписку в том, что новокрещенную дочь нашу мы обязуемся воспитывать в православной вере. Великобританский подданный Иван Редфорд Горрокс.

I here by to codify that I’am the lawful wife of John Redford Horrocks Lydia Horrocks.
[Сим подтверждаю, что я законная жена Ивана Редфорда Горрокса Лидия Горрокс]».





Часть 2. Династия английских Иван Иванычей

Так кто же такие эти Горроксы, которых волею судьбы занесло в село Бонячки? Оказывается, Лидия, крещённая на вичугской земле, является прямым потомком основателя знаменитой английской фирмы, давшей миру мировой бренд Horrockses! Но обо всём по порядку.




2.1. Джон I и Джон II основатель

Великий прапрадед Лидии родился в 1768 году в деревушке Edgworth графства Ланкашир (в окрестностях города Болтона). Звали его Джон, как и всех мужских представителей этой линии обширного рода Horrocks. Его отец, тоже Джон Горрокс, владел местной каменоломней, производя жернова для мельниц и печатные плиты для текстильных фабрик. В дальнейшем, чтобы не путаться, назовём отца Джоном I, а сына Джоном II.

Всего в семье Джона I родилось 16 детей, но выжило из них только три дочери и два сына: старший Самуэль и младший Джон II.




В 1790 году 22-летний Джон II женится на Марии Ломакс (Mary Lomax). Возможно, он получил в качестве приданного солидные средства, так как уже в следующем 1791 году основывает своё дело - фирму Horrocks. Джон II строит прядильную фабрику в городе Престоне, административном центре графства Ланкашир. Взяв в партнеры брата Самуэля и дядю Исаака за несколько лет он существенно расширяет производство, превратив свою фабрику в комбинат, производивший не только пряжу из хлопка, но и хлопчатобумажные ткани.

В 1801 году в пригороде Престона Penwortham Джон II Горрокс строит себе резиденцию, называемую ныне Пенвортам-холл (Penwortham Hall). В этом же году фирма была переименована в Horrockses, Miller and Co. так как в дело влились новые компаньоны.




Вклад Джона II Горрокса в промышленное развитие Престона был столь велик, что он в 1802 году избирается в парламент Великобритании. Он становится также советником по хлопчатобумажной промышленности в правительстве. Кроме того, фирма Horrocks получает монопольное право от Ост-Индийской кампании на поставку хлопчатобумажных товаров в Индию.

Но неожиданно, в рассвете сил, в 1804 году, в возрасте 36 лет он умирает в столице Великобритании. Похоронят его при церкви Святой Марии в Пенвортаме.




У Джона II было два сына: старший Петер (1791-1841) и младший Джон III (1794-1870). Так как на момент смерти отца они были малолетние, то фирму Horrocks возглавил брат Самуэль.

2.2. Джон III и Джон IV

Достигнув совершеннолетия в 1815 году, Джон III продаёт свою долю бизнеса. В 1836 году из дела также вышел старший брат Петер. В 1840 году умирает дядя Самуэль и участие Горроксов в родовом бизнесе полностью прекратилось. Тем не менее, раскрученное имя Horrockses остаётся в названии фирмы. И даже после слияния в 1887 году с другой фирмой новая компания называется Horrockses, Crewdson & Co.

В 1815 году Джон III женится на Марии Скотт Макинтош (Mary Scott Macintosh), уроженке той же самой деревушки Edgworth в окрестностях города Болтона, в которой родился Джон II. Таким образом, семейство Джона III вернулось на малую родину в Болтон, и его род продолжал жить в этом городе и в дальнейшем.




Мария прожила недолго - всего 31 год. Умерла в 1823 году. Но она успела родить пятеро детей. Первенец родился в 1815 году и был назван Джоном.

Джон IV проживет 66 лет - умрёт в 1881 году в Германии. В 1843 году он жениться на Prudence Butler Freakley, а в 1844 году родится их первенец John Redford Horrocks, который волею судеб и окажется на вичугской земле.

2.3. Джон V и Джон VI

Итак, Джон V Горрокс родился в 1844 году в городе Болтоне графства Ланкашир (ныне Болтон входит в состав графства Большой Манчестер, образованного в 1974 году). 6 сентября 1871 года в Астли-Бридж (Astley-Bridge, пригород Болтона) он женится на 27-летней портнихе (dressmaker) Лидии I Меллор. Её отцом был местный торговец (storekeeper) Вильям Меллор.

Английское имя Вильям соответствует русскому Василию, поэтому при крещении в Бонячках мать и назвали на русский лад Лидией Васильевой. То есть, она не была русской женой англичанина, как могло показаться на первый взгляд, а была коренной англичанкой, уроженкой деревни Белмонт (village Belmont) графства Ланкашир. Как показывает данная супругами Горрокс «подписка», мать русским письмом не владела, хотя прожила в России более 10 лет. Об этом говорит тот факт, что все дети четы Горрокс родились в России. А у них был 5 детей: сын Джон VI (р. 1874) и четыре дочери: Mary (р. 1873), Margarett (р. 1877), Ethel (р. 1881), Lydia II (р. 1883).

Джон V по профессии был инженер-механик (mechanical engineer), поэтому цель его нахождения в России очевидна - это установка и наладка английских станков на ткацких фабриках. Так как его командировки длилась не менее 10 лет, то этой деятельностью он занимался на разных фабриках. Значит, в 1884 году Александр Петрович Коновалов тоже закупил английские станки и занялся их установкой на фабрике, пригласив для этого в Бонячки английского специалиста вместе с его семьей.




Кстати, одним из изобретателей ткацкого станка был Уильям Горрокс (William Horrocks). Это был первый механический станок, вошедший в широкое употребление. Горрокс запатентовал его в 1803 году. В течение 20 лет он был вне конкуренции в Англии, на фабриках было установлено несколько тысяч станков Горрокса. Лишь в начале 1820-х станок был вытеснен более усовершенствованными моделями.

Может быть, для выбора профессии Джона V не последнюю роль сыграл пример его однофамильца, а может быть и дальнего родственника?

Часть 3. Дальнейшая судьба семьи Джона V Горрокса

Возможно, Джон V рассчитывал и дальше связать свою судьбу с Россией, поэтому он и крестил дочь по православному обряду. Быстрее всего, и остальные дети были крещены в России. Но что-то произошло и вскоре он вынужден был вернуться в Англию и, видимо, навсегда. По крайней мере, во время переписей в Англии в 1891 и 1901 годах он вместе с семьей жил в родном Болтоне. Умрёт Джон V в 1907 году в том же Болтоне, в возрасте 64 лет.

Судьбу дочерей, родившихся в России, проследить сложнее, так как они могли выйти замуж и сменить фамилию. Но дочь Лидия, крещенная в Бонячках, видимо, так и не вышла замуж, - возможно, сыграла роль «православная метка». Она умерла в 1918 году в возрасте 35 лет, быстрее всего, от зверствующей тогда по всему миру «испанки». Пожилая мать, лишившись младшей дочери, вскоре тоже умрёт - в 1919 году в возрасте 75 лет. Вполне вероятно, не без помощи того же испанского гриппа.




Судьба сына Джона VI оказалась не менее печальной. Служил в Индии. Здесь в 1907 году он женился на Mary Shaw, уроженке Новой Зеландии. Во время Первой мировой войны участвовал в Южно-Африканской кампании. Затем переброшен на Западный фронт, где и погиб 23 октября 1915 года. Его могила находится в Бельгии на военном мемориальном кладбище.

Часть 4. Величайшее имя в текстиле

А что же происходило с фирмой, основанной прапрадедом Лидии?..

В 1887 году, после слияния с двумя другими компаниями, в Horrockses, Crewdson & Co работало 5,3 тыс. рабочих, 7 тысяч ткацких станков и 250 тысяч веретён. В 1922 году эти цифры были уже такими: 6,5 тыс. рабочих, 8,3 тыс. ткацких станков и 330 тысяч веретён.




Для сравнения, перед Первой мировой войной на всех фабриках будущего города Вичуги (в Бонячках, Тезино и Новой Гольчихе) работало более 15 тыс. рабочих, 6,5 тыс. ткацких станков и 210 тысяч веретён.

Таким образом, общий масштаб производства Вичуги был соразмерен таковому в компании Horrockses, Crewdson & Co. Правда, рабочих в Вичуге было в три раза больше, что говорит о более низкой производительности труда. Кстати в Престоне фабричная империя Horrockses, Crewdson & Co размещалась в трёх промышленных зонах, и этим тоже напоминает Вичугу.

Ещё не закончилась Вторая мировая война, а фирма Horrockses, Crewdson & Co уже задумалась о новых задачах в послевоенное время.




В 1946 году специально под эти задачи была создана дочерняя компания «Horrockses Fashions» («Мода Горроксов»), которая занялась пошивом модной одежды из высококачественного хлопка. В качестве дизайнеров тканей привлекались известные художники. Основой для нарядных платьев стал женственный образ с тонкой талией и пышной юбкой, который создал Кристиан Диор.




Под лозунгом «Horrockses - the Greatest Name in Cotton» («Горроксы - величайшее имя в текстиле») фирма вторгается в сферу моды и начинает успешно продвигать на рынок «легкие платья из ситца».




И ситцевые платья, действительно, пошли в народ, и были модными весь послевоенный период. Популярность ситцам марки Horrockses способствовало также массовое увлечение женщин шить дома по специально создаваемым фирмой выкройкам. Мода на ситец, как известно, не обошла и Советский Союз, в 1950-70-е годы ивановские ситчики тоже шли нарасхват…




Огромный вклад в рекламу бренда Horrockses внесла английская королевская династия. Члены королевской семьи несколько раз посещали фирму. Например, в 1948 году головной офис фирмы посетила королева Мария Текская, бабушка Елизаветы II.




В 1952 году Елизавета II официально взошла на престол, а в 1953-54 годах совершила путешествие по миру, совершая визиты в страны Содружества, формальной главой которых является английская королева. В это путешествие Елизавета II взяла коллекцию ситцевых платьев марки Horrockses, в которых появлялась на публике в разных странах.




Это был звёздный час имени Horrockses. Фирменные модные платья из отличного хлопка стоили немалые деньги.

Но длилось это недолго. Уже с конца 1950-х годов стал назревать кризис английской текстильной промышленности. В 1958 году компания Horrockses fashions была продана другой фирме, а в 1983 году и вовсе прекратила существование. К этому времени, когда рынок уже заполонили дешевые синтетические ткани, прекратило существование и промышленное ядро, основанное Джоном Горроксом. Фабрики были закрыты, некоторые из них снесены, другие переделаны под жильё и офисы.

Торговая марка Horrockses за десятилетия уже было подзабылась, но в последние годы появилась мода на винтаж, о ней вспомнили, и она вновь стала популярна.




Послесловие

Небольшое, но неординарное событие, случившееся на вичугской земле в конце 19 века, заставило автора статьи провести небольшое историческое исследование. В результате выяснилось, что подданые Великобритании, волею судьбы оказавшиеся в Вичуге, являются прямыми потомками основателя знаменитой английской фирмы, которая на пике своего развития стала одной из законодательниц мировой моды, под влияние которой попала даже ныне царствующая английская королева Елизавета II и… ушедший в небытие Советский Союз!..


иностранцы в Вичуге, история Вичуги, метрические книги, 19 век, Вичуга

Previous post Next post
Up