Как ВТБ продемонстрировал «открытость»

Feb 26, 2013 12:34

В сентябре прошлого года руководство ВТБ, измученное критикой акционеров за сделку с буровыми установками, организовало для акционеров ВТБ, блогеров и журналистов ознакомительную поездку для показа работающих буровых установок и мест хранения бурового оборудования.
И можно только приветствовать такую открытость, если бы результаты этой ознакомительной поездки касались состояния буровых установок на момент посещения.

Но, видимо, полеты на вертолетах и знакомство с большим количеством ценных бумаг не позволили «экскурсантам» ограничиться констатацией текущего состояния буровых… И «экскурсанты» дружно взялись делать выводы по самой лизинговой сделке, заключенной в 2007 году, четко заняв сторону руководства ВТБ.

Причем их аргументы в защиту «эффективных менеджеров» ВТБ и ВТБ-Лизинга, заключивших и одобривших эту сделку, были настолько нелепы и нелогичны, что разумно объяснить их позицию просто невозможно, если, конечно, в качестве причины не рассматривать, например, шантаж или подкуп.

Правда, один из участников ознакомительной поездки блогер Другой, подробно изложив версию ВТБ ( здесь и здесь), предусмотрительно заявил о нейтралитете.
Впрочем, после недавней информации о разрыве сотрудничества ВТБ с Другим, участие блогера №1 осенью прошлого года в популяризации версии ВТБ стало гораздо более понятным.

Занятная метаморфоза произошла с одним из самых яростных обличителей руководства ВТБ Владимиром Синяковым, который за год до этого писал:
«Костин - Жулик и Вор!!!
…который ворует деньги у банка, а значит и у акционеров.
По моим сведениям, наворовал уже несколько миллиардов долларов США.
ЭТО не ошибка!
В год из банка он выводит по самым скромным подсчетам сумму от 500 до 800 млн долларов США.

И все остальные в руководстве банка - такие же жулики и воры…»


И вдруг, полетав на вертолетах, этот миноритарий, обладающий «сведениями о наворованных Костиным миллиардах долларов», с тем же задором, с каким мочил Костина, начинает защищать руководство ВТБ и обличать уже Алексея Навального.

Для такого изменения позиции (если не рассматривать шантаж или подкуп), акционер должен был очень хорошо разобраться в сделке, поэтому я попробовал у него в блоге обсудить его доводы, но  не увидел, что он разобрался в теме, скорее наоборот.

Во время обсуждения мне было любезно предложено обратиться в ВТБ, если есть желание « задать вопросы по сделке, посмотреть бумаги соответствующие, что-то обсудить более предметно».



Я с радостью принял заманчивое предложение тоже полетать на вертолетах задать вопросы и 05.10.12 направил в ВТБ письмо, указав перечень информации, которую хотел получить:
Я бы очень хотел прояснить для себя и, думаю, другим акционерам тоже будет интересно:
1. Насколько обоснованно со стороны ВТБ-лизинга было принято решение о заключении обсуждаемой лизинговой сделки;
2. Является ли лизинговая сделка безубыточной (с учетом текущих арендных платежей).
В связи с этим прошу ответить на вопросы и дать возможность ознакомиться со следующими документами:
По п. 1:
1.1. Документы, на основании которых ВТБ-лизингом было принято решение о сделке, в т.ч.
- подтверждающие возможность полностью загрузить приобретаемые установки (например, договоры или предварительные договоры между Северной Экспедицией и нефтегазовыми компаниями);
- содержащие оценку финансового состояния лизингополучателя и субарендатора;
-содержащие оценку рисков, связанных с данной сделкой;
- схема финансирования и финансовые расчеты, подтверждающие эффективность сделки (бизнес-план);
- заключения по сделке.
1.2. Каким образом проходило согласование и одобрение этой сделки в ВТБ-лизинге? Какие подразделения участвовали, соответствовала ли процедура согласования внутренним документам?
Согласовывалась (одобрялась) ли она материнской компанией? Если да, то на основании каких документов?
Какие конкретно нарушения вменялись уволенным руководителям?
Имеются ли письменные объяснения уволенных руководителей и других сотрудников?
Наверняка, в ВТБ имеются материалы служебной проверки по данной сделке, где отмечены нарушения. Кроме того, хотелось бы ознакомиться с обращениями руководства ВТБ в правоохранительные органы касательно этой сделки.
1.3. Предоставлялись ли банком ВТБ или его аффилированными лицами кредиты лизингополучателю и субарендатору или их аффилированным лицам? Имеет ли отношение ВТБ или его аффилированные лица к $45 млн., которые были выплачены лизингополучателем?
1.4. Контролировали ли финансовое состояние лизингополучателя и субарендатора после заключения сделки? Когда были допущены первые нарушения лизингополучателем условий оплаты? Какую сумму не выплатил лизингополучатель за 2008 и 2009 годы?
1.5. Подписывались ли какие-либо дополнения к договору лизинга, например, по изменению лизинговых платежей?

По п. 2:
2.1. Платежи лизингодателя за оборудование продавцу. Таможенные платежи.
Другие денежные выплаты и денежные поступления по сделке, начиная с 2007 года (с поквартальной или погодовой разбивкой).
2.2. Проводилась ли оценка имущества (буровых установок) в последние годы? Рассматривался ли вариант продажи установок в качестве альтернативы сдаче в аренду?
2.3. Текущий договор аренды установок (один из договоров).
2.4. Расчеты эффективности, выполненные с учетом текущих арендных платежей. Показатели: NPV, IRR, сроки окупаемости (простой и дисконтированный) и др.
2.5. Имеются ли у нынешних арендаторов буровых установок и их аффилированных лиц кредиты, выданные ВТБ и его аффилированными лицами? Если да, каковы ставки по таким кредитам?

Затем в середине октября по инициативе ВТБ в офисе банка состоялась первая встреча с сотрудниками ВТБ и, хотя информацию по моему перечню не подготовили, меня воодушевила откровенная беседа и намерение сотрудников ВТБ организовать встречу с руководством ВТБ-Лизинга, чтобы помочь мне получить необходимую информацию.

У меня даже возникли некоторые сомнения в правильности моей предварительной оценки сделки с буровыми (а я был уверен, что ответственные со стороны ВТБ действовали не только непрофессионально, но и недобросовестно): ведь если ВТБ готов предоставить информацию, то, возможно, и не было криминальной составляющей в этой сделке или в ВТБ убеждены, что ее не было, т.к. при проверке ее не обнаружили.

Впрочем, эти сомнения довольно быстро развеялись, потому что за прошедшие 4,5 месяца я так и не получил никакой информации по моему запросу, несмотря на неоднократные обращения. Вместо информации, которую я просил в запросе, почему-то решили показать грузовые таможенные декларации (ГТД) и контракт с кипрской офшоркой, с которым я был давно знаком, т.к. он имеется в свободном доступе в сети.

Правда, сотрудники ВТБ объяснили, что как раз эти документы показывали «экскурсантам». Могу только предположить, как не абсурдно звучит подобное предположение, что именно указание в ГТД цены буровой в $15 млн стало для «экскурсантов» доказательством отсутствия  воровства при закупке буровых.

Я, конечно, не настаивал на обязательном 100%-ном удовлетворении моего запроса и допускал любые удобные для ВТБ способы предоставления информации, в т.ч. возможность устных пояснений по отдельным позициям (вместо документов). Но и это не помогло.

ВТБ объяснил затяжку сильной занятостью руководителей ВТБ-Лизинга и большим объемом работ по моему перечню. Допускаю, что очень занят финансовый директор ВТБ-лизинга, но ему и необязательно отвлекаться на встречу, а, возможно, проще поручить рядовому сотруднику подготовить информацию. Сделка-то очень крупная, по ней наверняка работал не один сотрудник.

И главное, до этого уверяли, что участникам вертолетной экскурсии был предоставлен полный комплект документации, на основании чего они якобы и сделали свои выводы в пользу версии ВТБ. Т.е. и готовить для меня дополнительно особенно ничего не надо было.

Но мне даже не показали ни один из ныне действующих договоров аренды (лизинга) буровых установок. А ведь пресс-служба ВТБ публично ( через блог Другого) заявила в конце сентября, что ВТБ готов показать акционерам все договоры лизинга по 30 буровым установкам:


И тут меня персонально пригласили «посмотреть бумаги соответствующие» и ничего…

Позиция ВТБ очень напоминает нынешнюю позицию известного мебельного спеца Сердюкова: сначала обещания помочь разобраться с хищениями, а потом полное молчание…

Непредоставление информации банком ВТБ является для меня еще одним подтверждением наличия серьезных нарушений при заключении и исполнении лизинговой сделки, и видимо из-за боязни, что любая предоставленная информация будет способствовать вскрытию этих нарушений, в ВТБ было решено, что безопасней вообще ничего не давать.

Так сам ВТБ разрушил один из главных аргументов защитников «эффективных менеджеров», что ВТБ якобы раскрыл информацию по сделке с буровыми и готов показать документы заинтересованным лицам.

А как уверенно «экскурсанты» и прочие «добровольные» защитники рассказывали  об открытости и готовности ВТБ предоставить документы:




Ложность других аргументов, приводимых в защиту версии ВТБ, будет обоснована в следующем посте.  

ВТБ

Previous post Next post
Up