E - предикат логический, не реальный. И Бог, стало быть, существует логически, не реально. Т.е. доказано, что в любой системе, для которой определены "позитивные свойства", существует эквивалент понятию Бога. Я правильно понимаю?
Я не понимаю, что такое "существование на словах".
Я, скорее, понимал, что формальная система необходимо содержит понятие Бога (т.е. того, кто удовлетворяет таким-то свойствам). Просто содержит сигнификат.
Тогда да. Грубо говоря, насколько я понял Гёделя, Бог - это логический объект. Наподобие истинностного значения. А каков онтологический статус такого рода объектов - это уже другой вопрос.
Аксиомы принимаются в силу их самоочевидности. То есть основанием для их принятия является не доказательство, но "непосредственное усмотрение" разума - как, например, х=х. Догматы не имеют такой инуитивной прозрачности. Напротив, они, как правило, контринтуитивны и принимаются усилием воли - типа тертуллиановского "credo quia absurdum est". Согласитесь, между х=х и утверждением о существовании рая есть существенная разница ;)
Все верно. Но вам не приходил в голову вопрос, почему относительно аксиом все мы по крайней мере требуем интутивной прозрачности (то, что многие отдельно взятые аксиомы бурно обсуждаются, лишь доказывает неотменимость данного требования), а относительно догматов это вовсе не требуется? Скажу больше, если догмат очевиден - это уже не догмат, потому что тогда (в отсутствие дедуктивной системы) нет нужды его постулировать.
Проблема в том, что не вы должны усматривать, а разум, который один у всех нас. Разум не может ограничиваться субъективной очевидностью, он претендует (успешно) на интерсубъективность своих утверждений. Все же трансцендентность Бога - это не 2+2=4, правда?
Reply
Reply
Я, скорее, понимал, что формальная система необходимо содержит понятие Бога (т.е. того, кто удовлетворяет таким-то свойствам). Просто содержит сигнификат.
Reply
Reply
Либо любая достаточно содержательная (толкующая о "позитивности") модель не имеет полной онтологической референции, либо Бог существует.
Т.е. атеистический мир непознаваем.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Догматы не имеют такой инуитивной прозрачности. Напротив, они, как правило, контринтуитивны и принимаются усилием воли - типа тертуллиановского "credo quia absurdum est".
Согласитесь, между х=х и утверждением о существовании рая есть существенная разница ;)
Reply
(The comment has been removed)
Скажу больше, если догмат очевиден - это уже не догмат, потому что тогда (в отсутствие дедуктивной системы) нет нужды его постулировать.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment