Какая-то сумасшедшая выдалась неделя в смысле работы. Не продохнуть. Правда, в выходные мы с Юлей, Аней и Тарасом прекрасно провели время у Кости с Леной за городом. ( 6 фото )
>>Единственное правило: вводимая новая аксиома не должна противоречить уже утвержденному списку.
Вот с этим не согласен. Ведь само понятие "противоречия" неявным образом зависит от принимаемой нами системы аксиом.==
- Может зависеть и явным образом тоже. Но ведь придется же каким-то образом ограничить креативность системы. Иначе получится "теория всего сразу") А так получится аккуратная системка, сочетающая элементы строгости (четкие правила установки противоречивости) и элементы "свободного полёта". Последний заключается в свободе развития аксиоматики (контекста) от корня графа по той или иной потенциально существующей ветке. От аксиоматического "узелка" к "узелку", причем формула, не противоречащая (n+1)-му узелку, не должна противоречить ни одному из n предыдущих (более близких к "корню" графа) узелков. То есть речь идет о некотором порядке, основанном на пошаговом расширении объёма контекста.
С другой стороны аксиоматико-контекстуальные "узелки", расположенные на соседних ветвях графа, в общем случае не будут обладать подобной упорядоченностью. Но какую из "веточек" выбрать - решает живое сознание.
Ещё более интересная вещь получается, если каждый новый эмпирический факт разрешить считать новой аксиомой в этом "контекстуальном древе". В этом случае выходит, что логику, описывающую развитие, можно построить без привлечения времени в явном виде. Точки времени будут заменены аксиомами-событиями.
>> каждый новый эмпирический факт разрешить считать новой аксиомой
Ну, каждый новый эмпирический факт вряд ли... Но некие эмпирические закономерности типа законов Ньютона, наверное, можно так трактовать. Со временем наука понимает ограниченность этих закономерностей, их эмпирическую обусловленность рамками макромира. И вновь открытые закономерности помещают прежние в новый контекст, заставляют их звучать по-другому.
==у, каждый новый эмпирический факт вряд ли... Но некие эмпирические закономерности типа законов Ньютона, наверное, можно так трактовать. ==
- Тогда это уже не будет формальной системой, изоморфной реальным временным процессам. В этой системы будут провалы на месте эмпирических фактов. А так: если какой либо эмпирический факт, например, соответствующее положение планет или заболевание конкретного человека, не противоречит аксиоматике, оно просто вносится в неё, укрепляя логическую систему. Да, получается некая избыточность аксиом, однако, мы же не знаем заранее, какие аксиомы могут быть предложены в будущем, и если они будут противоречить заранее собранным эмпирическим фактам, мы их не примем. Аксиомы вида общих суждений не обязаны вытекать из фактов, но они обязаны не вступать с ними в противоречие. Это как работа историка: он просто собирает надежные эмпирические факты, опираясь на котторые социолог и социальный философ может развить обобщения, которые в свою очередь помогают предвосхищать факты будущего времени.
Опять же, если желаете, можно считать, что релевантный контекст состоит из общих суждений (аксиом) и частных (фактов), - если Вам претит валить общие и частные суждения в кучу...
Вот с этим не согласен. Ведь само понятие "противоречия" неявным образом зависит от принимаемой нами системы аксиом.==
- Может зависеть и явным образом тоже. Но ведь придется же каким-то образом ограничить креативность системы. Иначе получится "теория всего сразу") А так получится аккуратная системка, сочетающая элементы строгости (четкие правила установки противоречивости) и элементы "свободного полёта". Последний заключается в свободе развития аксиоматики (контекста) от корня графа по той или иной потенциально существующей ветке. От аксиоматического "узелка" к "узелку", причем формула, не противоречащая (n+1)-му узелку, не должна противоречить ни одному из n предыдущих (более близких к "корню" графа) узелков. То есть речь идет о некотором порядке, основанном на пошаговом расширении объёма контекста.
С другой стороны аксиоматико-контекстуальные "узелки", расположенные на соседних ветвях графа, в общем случае не будут обладать подобной упорядоченностью. Но какую из "веточек" выбрать - решает живое сознание.
Ещё более интересная вещь получается, если каждый новый эмпирический факт разрешить считать новой аксиомой в этом "контекстуальном древе". В этом случае выходит, что логику, описывающую развитие, можно построить без привлечения времени в явном виде. Точки времени будут заменены аксиомами-событиями.
Reply
Ну, каждый новый эмпирический факт вряд ли... Но некие эмпирические закономерности типа законов Ньютона, наверное, можно так трактовать. Со временем наука понимает ограниченность этих закономерностей, их эмпирическую обусловленность рамками макромира. И вновь открытые закономерности помещают прежние в новый контекст, заставляют их звучать по-другому.
Reply
- Тогда это уже не будет формальной системой, изоморфной реальным временным процессам. В этой системы будут провалы на месте эмпирических фактов. А так: если какой либо эмпирический факт, например, соответствующее положение планет или заболевание конкретного человека, не противоречит аксиоматике, оно просто вносится в неё, укрепляя логическую систему. Да, получается некая избыточность аксиом, однако, мы же не знаем заранее, какие аксиомы могут быть предложены в будущем, и если они будут противоречить заранее собранным эмпирическим фактам, мы их не примем. Аксиомы вида общих суждений не обязаны вытекать из фактов, но они обязаны не вступать с ними в противоречие. Это как работа историка: он просто собирает надежные эмпирические факты, опираясь на котторые социолог и социальный философ может развить обобщения, которые в свою очередь помогают предвосхищать факты будущего времени.
Опять же, если желаете, можно считать, что релевантный контекст состоит из общих суждений (аксиом) и частных (фактов), - если Вам претит валить общие и частные суждения в кучу...
Reply
Leave a comment