Leave a comment

(The comment has been removed)

Re: Диане. gaspariann March 7 2012, 13:01:13 UTC
О,это хорошо, что Вы одобряете поверение символа у Мамадашвили Лосевым! :) Я Лосева задействовала почти в самом ключевом месте, т.к. концы с концами у самого М. не очень сходились. Я, правда, брала не эту работу, а "Теорию символа и реалистическое искусство". Хотя, если честно, по-моему, у Лосева тоже не вполне сошлось... Но тут настаивать не буду, т.к. цельность его подхода представляю плохо.
Решиться на отсылку к Лосеву мне было нелегко, т.к. интегрально стратегии у них все же ооочень разные, что подтверждают и знатоки М. Но хорошо, что вы тоже вспомнили о Лосеве в этом контексте. Хотя до конца вам верить нельзя, вы лицо заинтересованное :))

Reply

Re: Диане. vic_gorbatov March 7 2012, 17:09:18 UTC
>>То есть подлинным символом (...), то есть собственно конкретным сознанием, есть стиль.
Но ведь у Мамардашвили сознание и символ противопоставляются, разве не так?

Reply

(The comment has been removed)

Re: Диане. troposfera March 7 2012, 21:22:23 UTC
Мамардашвили пишет, что сознание связано с пониманием, а знаки - со знанием. Равно как и содержание сознания - знаковое, а вот сознание - символическое. То есть символ - это метод "работы с сознанием". Поэтому мне не совсем ясно, почему символ сознанию противопоставлен.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Диане. troposfera March 8 2012, 09:40:02 UTC
У Мамардашвили, все-таки, другая идея. "Работа с сознанием", то есть работа по пониманию, что есть сознание, связана с символом как с тем, что сознание _представляет_. Символ - это зацепка, блгд которой можно достичь понимания, что такое сознание. Поэтому то, что мы знаем о сознании - это то, что оно символично, а не знаково. То есть символ - это скорее характеристика сознания на данном этапе, чем наоборот.

Вот если бы Вы противопоставили символьности сознания знаковость содержаний сознания (языка) - тогда да, это было бы в духе Мамардашвили.

По вниманию к понятию "символ" видно, что, будучи в первую очередь кантианцем, Мераб и платоновские стратегии использует тоже (или неоплатонические - надо конкретно смотреть его текст и сравнивать)

Reply

(The comment has been removed)

Re: Диане. troposfera March 8 2012, 18:54:58 UTC
Мне кажется, Мамардашвили предельно искренен в вопросе символа и обращается к модели, к которой апеллировал и Флоренский, и позже - Аверинцев.

Простите, а к чему цитата о Лотмане?

Reply

(The comment has been removed)

troposfera March 9 2012, 06:29:08 UTC
А по кому методологически верно? Вы считаете, по Лосеву? Но у Мамардашвили символ связан с понятием трансцендентного. Есть ли у Лосева учение о средневековом корелляте "крайнего реализма" / "платонизма"? Если нет - то это бессмысленно. Даже при наличии "теории символа".

У Флоренского есть теория образа, которая тесно сопряжена с понятием символа.

Знак и символ Мамардашвили четко различает, это тоже нужно понимать. Лосев в приведенном Вами отрывке отчего-то не сильно их различает, он считает эти понятия взаимосвязанными, тогда как они противоположны.

Reply

(The comment has been removed)

troposfera March 9 2012, 10:46:13 UTC
Значит, действительно существует проблема с пониманием различий между знаком и символом. То есть Лосев не достигает ясности в этом вопросе? У Мамардашвили нет проблемы (хоть и артикуляция у него хромает). Понимание символа Мамардашвили действительно близко к пониманию Флоренского, который знак критикует как репрезентацию, а символ понимает как нечто, имеющее отношение к трансцендентному (символ нерепрезентативен). У Лосева, наверное, вследствие имяславия такого разделения нет?

Впрочем, я обо всем этом говорила в выступлении.

Reply

(The comment has been removed)

troposfera March 9 2012, 15:13:19 UTC
Вот было бы хорошо, чтобы Вы определили знак, определили символ, доказали бы, причем здесь Мамардашвили. Пока этого не видно. Пока что кажется, что Лосев здесь - побочная фигура.

Reply

(The comment has been removed)


Leave a comment

Up