Крым уходит

Jul 18, 2017 21:30

Оригинал взят у gutsuland в Крым уходит

Три с половиной года Крым находится под контролем российских войск. Я не возвращаюсь к спору о том, что имеет большую юридическую силу - Будапештский меморандум или бюллетень с двумя ответами. Я хочу обратить ваше внимание, что наблюдаю за происходящим на полуострове и вижу, как он уходит у новых владельцев сквозь пальцы.

Из России происходящее не слишком заметно, особенно если, как большинство патриотов, не любить Крым и не знать там каждый камень. Из Крыма тоже не все глобальные, но тихие перемены видны, потому что в первую очередь в глаза бросается бешеный рост цен, безработица, перебои с подачей воды и электричества.



О самом громком и заметном: из Крыма ушел Казантип. Фестиваль переехал, оставшиеся от него строения летом 2016 года сгорели, летом 2017-го поросли быльем, как Абхазия.

Создатель крутейших зоопарков «Сказка» и «Тайган» Олег Зубков, поддерживавший Россию в 2014 году, теперь находится с ней в сложных отношениях - ссорится, мирится, ссорится, получает штрафы и уголовные дела. Его животные - вечные заложники ситуации. Как-то раз пришли из «проверяющих органов» и просто убили несколько обезьян - якобы больных. Недавно из-за «чумы свиней» сообщили, что будут изымать и убивать малышей - декоративных мини-пигов. Сторонники Зубкова обратились за помощью к Ди Каприо. Видимо, в Спортлото им не ответили.



Мини-пиги в сафари-парке «Тайган». 2012 год

Дальше пойдем по разделам. Вот памятники. Митридатская лестница, один из символов Керчи, рухнула 26 июня 2015 года. Трещины по ней пошли еще в 2014 году, но муниципальная власть проигнорировала необходимость ремонта. Разрушение памятника продолжается.

В ноябре 2015 года обрушилась часть башни Генуэзской крепости в Судаке. В 2016 году начали вываливаться кирпичи из башни Константина в Феодосии, а этой весной обрушился целый угол. Несмотря на явные фотодоказательства, местные власти отрицают этот факт.



Судакская крепость. 2010 год

В Херсонесе соседняя воинская часть срыла и залила бетоном античную усадьбу. Информация пока не подтверждена: возможно, археологам показалось, никакой усадьбы на месте котлована не было.

В Бахчисарае с 2016 года идет снос здания в охранной зоне Ханского дворца. Местные жители в блогах жалуются, что в плохом состоянии находится и сам дворец. К слову, единственная обращенная к нему веб-камера была отключена в 2014 году и больше не включалась.

В Евпатории в начале 2016 года снесли бювет минеральной воды, местную достопримечательность.

Прямо сейчас оползень угрожает единственному в Крыму храму-маяку: он находится в Малореченском, освящен во имя Николая Чудотворца.



Церковь-маяк в Малореченском. 2011 год

Разрушаются и природные памятники. Зимой 2016 года разрушился уникальный водопад Серебряные струи в Бахчисарайском районе. Его облик создавала поросшая мхом покатая скала, по которой струи воды стекали, разбившись на сотни тонких нитей. Теперь водопад стал ничем не примечательным. Причиной катастрофы стал слой льда, которым покрылась каменная «шапка». Для сохранения своего вида водопад нуждался в уходе: в 60-е годы его уже укрепляли, чтобы предотвратить обрушение, и в особо холодные зимы снимали ледяные напластования. В этот раз ничего предпринято не было.

А весной того же года частично обрушился в море мыс Хамелеон у Коктебеля. Пожалуй, единственный случай разрушения в Крыму, в котором нет вины администрации. Забавно, что процесс заснял проезжавший мимо ялтинский депутат.

Есть хорошая новость: на данный момент жителям Планерного удалось отстоять Карадаг, где пытались начать добычу щебня. Крымчане предотвратили экологическую катастрофу с помощью протестов, открытого противостояния - механизма, который гораздо лучше работал, когда полуостров находился под контролем Украины. «Министр экологии» Крыма упирался до последнего и говорил, что стройматериалы важнее природы.

Но щебень откуда-то брать нужно, и вот под заказник «Плачущие скалы» делают подкоп - рядом будут добывать стройматериалы, что может привести к изменению рельефа.

В последний год по всему полуострову активно идет рубка деревьев. В Артеке массово валят кипарисы - кое-кто утверждает, что деревья идут просто на топливо. Валят лес в Симеизе, и тоже на дрова. В Ялте рубят сосны в парке пансионата «Жемчужина». В Алуште уничтожили зеленый островок. В Керчи пустили под топор часть Комсомольского парка. В Симферополе выпилили аллею тополей у рынка «Привоз». В Феодосии вместо удаления больных деревьев уничтожаются здоровые, о чем сообщает неудачно баллотировавшийся в Госдуму РФ Александр Талипов. В Севастополе вырубили краснокнижную крымскую сосну.

Ландшафт можно разрушать множеством разных способов. Летом-2016 работала строительная техника на мысе Сарыч: выкорчевывала дубы и краснокнижный можжевельник, срезала склоны. В этом году история продолжается. Мыс Фиолент и урочище Ласпи отданы под застройку фирмам экс-министра обороны Украины. Такая же история - с Лименской долиной в Симеизе. Под топор может пойти 15 тысяч деревьев можжевельника. В Коктебеле ради многоэтажек срыли целый холм.

В каком состоянии находятся все экосистемы полуострова, сейчас не определить, но на Лебяжьем островке у Евпатории убили лебедей, а в северном Крыму исчезают колонии журавлей и аистов.



Мыс Алчак в 2012 году

Дороги никогда не были в Крыму чем-то особенным. Средней убитости в степной части и весьма приличные в горной: серпантин шуток про «денег нет» не терпит, у него разговор короткий.

Уже в сентябре 2014 года объездная дорога в Симферополе разрушилась, образовалась яма глубиной девять метров, куда провалился автомобиль с детьми и взрослыми. Шесть человек, из них двое детей, погибли. В 2016 году виновников гибели несчастных - сотрудников ООО «Бахчисарайское дорожно-строительное управление» - Россия амнистировала.

В 2015 году в Джанкое под весом бронетехники рухнул мост. Восстановили его только в конце 2016-го.

Перейдем к нынешнему положению вещей.

Жители Нового Света рассказывают, что единственная дорога, соединяющая их поселок со всем остальным светом, начала осыпаться. Разрушаются подпорные стены, готова поддаться насыпь. Новый Свет лежит в окружении отвесных скал, и серпантин, который связывает его с миром, висит над пропастью.

На этом фоне даже не стоит упоминать, что объездную Евпатория - Саки теперь называют полосой препятствий. Там степь - объедете. В Керчи не хотят ремонтировать дорогу на Аршинцево, но там тоже плоско. Участок 54-55 километра трассы Севастополь - Симферополь снесло оползнем.

Пока все намереваются оставить как есть до осени.

Остальная инфраструктура зачастую также подвергается разрушению. Имущество Крымской железной дороги передали в собственность РФ. Правда, с 2014 года железнодорожное сообщение в Крыму все равно практически прекратилось. Рельсы ржавеют. Это еще ничего: прежде из России в Крым поезда шли через территорию нынешней «ДНР» - неизвестно, остались ли там рельсы вообще. А еще единственный в Крыму и, возможно, в мире пляжный трамвай под Евпаторией прекратил существование.

Еще есть очистные сооружения в Еды-Кую, подготовленные к сдаче в 2013 году. Они оказались никому не нужны после 2014 года и сейчас практически растащены.

Современная крымская история - строительство заборов там, где раньше их не было. У жителей Гурзуфа отняли пляж Гуровские камни. На отнятом побережье сейчас идет безымянное, но бурное строительство.

Этим летом начали паять решетку вокруг Воронцовского парка в Алупке, вход в который до этого был свободным и бесплатным. Теперь будут собирать по 50 рублей. Для многих жителей парк является единственной дорогой на работу; им предусмотрен абонемент - 300 рублей в месяц.



Воронцовский парк. 2009 год

Проход по некогда свободной Боткинской тропе уже стоит 200 рублей.

Трудно отслеживать, как меняют владельцев отдельные объекты недвижимости и прекращают свое существование ранее процветавшие предприятия: не всегда этот процесс достоверно отображен в СМИ. Зимой 2015 года стало известно, что в Крыму не осталось ни одного действующего рыбопитомника. А ведь до 2014 года «Форельне господарство» было одной из достопримечательностей «императорской дороги» в Ялтинском заповеднике.

Что еще? Например, детский лагерь в Форосе с апреля 2017 года больше не детский лагерь, а ведомственное учреждение МВД.

Шесть санаториев на побережье оказались во владении фирм, аффилированных одному из деятелей «Новороссии» Олегу Цареву. Разделено и передано в частные руки евпаторийское предприятие «Крыммолоко», уничтожены его коровники.

Самые важные для туристического Крыма предприятия после санаториев и гостиниц - это заводы по производству вина. С прискорбием сообщаю, что уникальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач» ликвидирован. Оборудование и виноградники продали только что образованной фирме с учредителями из Татарстана. Перед этим институт был переведен в подчинение РАН и «оптимизирован» с передачей части активов «Массандре».

Не все хорошо и у прославленного монстра, научной базой которого служил «Магарач». В конце 2015 года «Массандра» выставила на торги 13 тысяч бутылок вина 1935-2005 годов из своей уникальной коллекции. А до этого был демонстративно уничтожен один из самых ценных ее экземпляров - бутылку «Херес-де-ля-Фронтера» урожая 1775 года российский президент распил во время застолья с Сильвио Берлускони, причем бутылка стоимостью около миллиона евро была, согласно данным «Центра журналистских исследований», списана за 44 рубля. В 2015 году земли «Массандры» в Гурзуфе выставили на аукцион после двух лет простоя. Теперь, в 2017-м, земли поселка Отрадный, которыми владела «Массандра», отдают под застройку.

Завод «Золотая балка» перешел в руки крупнейшего российского производителя подшипников Артема Зуева, тот передарил его жене. Местные жители рассказали, что после передачи 1,4 гектара виноградников пришли в запустение, но видео об этом было удалено с Youtube.

Инкерманский завод, у которого получались лучшие сухие вина Крыма и одни из лучших сухих вин мира, может быть закрыт к 1 января из-за того, что в России виноделам решили запретить работать на арендованном (WTF?!) оборудовании. Всего не у дел окажется около десятка предприятий.



Винзавод «Инкерман». 2013 год

Хватит пока. Сейчас я хочу обратиться к тем, кого 2014 год порадовал. Вы, рассуждающие о крымском патриотизме, что вы на самом деле знали о Крыме? Вы бывали хотя бы в одном из тех мест, о которых я рассказываю? Вы понимаете, что такое - плакать, когда слышишь запах чабреца? Им пахла моя любимая чайная, которую снесли экскаватором. Да, экскаватором, и еще какие-то люди, улыбаясь, крушили стены кувалдами.

Знаете, что такое - раз за разом вспоминать свой последний визит в «Белую дачу»? Мне тогда ни с того ни с сего захотелось жестковато пошутить с администратором: «А мы к вам больше не придем». Та - брови домиком: «Что случилось?» - «Мы завтра уезжаем». Да, мы к вам больше не придем, никогда. Потому что тот разговор был осенью 2013 года, а теперь в вашем здании - букмекерская контора.

Происходящее в Крыму я считаю бессмысленной жестокостью, и эту жестокость я не прощу.

Крым

Previous post Next post
Up