Трагедия Котельнича: пожар 1926 года

Aug 24, 2010 12:03


На фоне бушующих лесных пожаров, когда в России горят села и деревни и гибнут люди, есть повод вспомнить нашу историю. Если не принимать во внимание засушливый и пожароопасный 1972 год (когда жилье все-таки не горело), самым страшным пожаром на Вятке была трагедия Котельнича в 1926 году.

Вспомнить все…
Пожар начался в 10.30 утра на окраине города в частной столярной мастерской Зайцева по улице Луначарского. По воспоминаниям очевидцев, “в этот день был какой-то пасхальный праздник. Назначено открытие горсада с вечерним гулянием и разными развлечениями для публики... В утренние часы пожарные гарцевали по улицам на лошадях, запряженных в свои служебные повозки, в форменной одежде, с начищенными до блеска медными касками, а в 10-11 часов дня... их не оказалось на месте возникновения пожара. Была молва, что они после своего показного служебного выезда разъехались по окрестным деревням на праздничные гулянки”.
Не дожидаясь пожарных, жители окрестных домов пытались своими силами ликвидировать очаг возгорания, который не представлял серьёзной опасности. Ситуация резко изменилась, когда начавшийся юго-западный ветер внезапно перерос в ураган и перебросил огонь на расстояние 430 метров на склад хлебопродуктов у железной дороги, где хранились кипы кудели. Воспламенённую кудель шквалистым ветром разносило по всему городу. Почти одновременно в разных местах возникло несколько новых очагов пожара, которые за 30-40 минут слились в единый огненный вихрь.
Из свидетельств очевидцев: “Весь центр Котельнича стал гудящим клубом огня”. Горожане “бросились на улицы и, забыв о служебном и личном имуществе, охваченные паникой, с криками и воплями побежали кто к реке, кто к оврагам... Вначале многие теснились на плотах, пришвартованных к берегу. Но огонь неумолимо двигался к плотам, его дыхание готово было испепелить людей. И они стали прыгать с плотов в воду”. Стоящих “на плотах и... по горло в воде охватил какой-то шок. Народ точно онемел, замолк. Те, кто был тут, потеряли всё, остались только с тем, что было на них в эти ужасные минуты”.

Этот город в огне
К 17 часам пожар уничтожил две трети города, в том числе центральную торговую часть. Было разрушено до 80 крупных, преимущественно каменных, зданий, среди них гостиный двор, электрическая и телефонная станции, почта, телеграф, типография, театр, кино, дом заключения, суд, сельхозбанк. Погибли до 150 частных домовладений, музей, все библиотеки, шесть школ, в том числе лучшая в губернии школа второй ступени, учебно-показательные мастерские, все детские дома и другие культурно-просветительные учреждения. Серьёзно пострадали Троицкий собор, Предтечинская и Николаевская церкви. Огонь уничтожил архивы, делопроизводство и имущество государственных и кооперативных организаций, запасы товаров. Без крыши над головой и годами нажитого имущества остались семь тысяч жителей.
В пожаре погибли семь (по иным источникам восемь) человек. Семь человек пропали без вести. Масштаб разрушений и сумма ущерба от стихийного бедствия в 12 миллионов рублей заставили власти задуматься о дальнейшей судьбе Котельнича. Предлагалось оставить его поселком. Необходимость восстановления города доказал губернским и республиканским инстанциям председатель Котельничского уисполкома Ванеев.

Обошлись без веб-камер.
После пожара котельничане не остались один на один со своей бедой. Помощь пострадавшим поступала со всей страны. Газеты сообщали: “Тульский церабкооп отправил в адрес рабкоопа Котельнича вагон муки... Яранский союз потребительских обществ - четыре тысячи пудов хлеба... Тверь отчислила из местного бюджета 5000 рублей... Иваново-Вознесенский губисполком - 10000 рублей”. Объем пожертвований за два года составил 227 тысяч рублей, в том числе за 1926 год - 142 тысячи. Значительность этих средств сравнима с объёмом доходной части бюджета тех лет.
Вместе с тем агенты Вятского ОГПУ в сводках о ситуации в городе зафиксировали возмущение погорельцев тем, что “куда-то все эти пожертвования девались, и нам помощи не оказывают... Наверное, все пожертвования комиссией по сбору их розданы своей родне да знакомым, поэтому нам ничего не достаётся”.
Не без трудностей восстанавливалось торговое обслуживание населения. В первые дни после пожара потребкооперации не удалось организовать снабжение города. Образовавшуюся пустоту заполнили частные торговцы. Количество их ларьков ежедневно увеличивалось на Нижней площади. Недовольство населения вызывали цены.
Медленно развёртывались восстановительные работы. По сообщениям ОГПУ, на стройках “царил хаос... чертежи на постройку домов не даются, а технический состав объясняет производителям работ план работ словесно, благодаря чему часто после окончания работы последняя не принимается и переделывается... С доставкой материалов со складов дело тоже не налажено... учёт отпускаемых товаров и инвентаря со складов запутан... есть склады, которые не охраняются совершенно...” .
Наблюдая такое отношение к делу, обыватели говорили: “Всё делается с прохладцей... уж очень мало платят рабочим, и работать они не хотят, наверное, потребуется для восстановления города 20-30 лет, так как Советское Правительство не спешит с восстановлением”.
В результате до конца 1926 года было сдано только 25 коммунальных и 18 частных домов, две школы. Люди жили в тяжёлых бытовых условиях - по 2 квадратных метра жилой площади на человека - и к осени стали покидать город. По сведениям городского Совета, к началу октября уехало 4881 человек, или 44 % населения.
К строительному сезону 1927 года власти подготовились более основательно. По программе предполагалось освоить почти полтора миллиона рублей. Летом работы шли с размахом, и количество занятых на объектах достигало 1200 человек. Восстановлено было 44 жилых, административных и хозяйственных здания общей площадью 22377 квадратных метров. При численности населения 7370 человек на одного жителя стало приходиться 3,5 квадратных метра жилья . Несмотря на это, город оставался огромным пустырём, на его улицах было выявлено 99 беспризорных детей, 69 из них поставили на обеспечение детской комнаты. На полное обеспечение, как отмечалось в докладе горисполкома, средств не имелось.
На фоне восстановительных работ нельзя не отметить и другое событие. В 1927 году была пущена железнодорожная магистраль Котельнич - Нижний Новгород. Значение железнодорожной станции, через которую шло сообщение востока страны с Москвой и Ленинградом, возросло. Это и решило судьбу города. Он стал возрождаться.
Евгений Пятунин
(Автором использованы материалы и фото с сайта http://www.kotelnich.info и цитаты из книги П.Савельева «Пожары-катастрофы»).
Опубликовано в газете "Вести.Вятка"
Previous post Next post
Up