Оригинал взят у
voencomuezd в
Жебрунов и Барболин Весьма и весьма скептически отношусь к книге В.Пелевина "Чапаев и пустота", но решил рассказать о двух героев этого романа, так как нашел о них сравнительно много интересного и хочу объединить информацию в одном посте. Надеюсь, любителям творчества Пелевина понравится.
Итак, 12 фактов о Жебрунове и Барболине. Сначала наиболее известный - вне списка.
Итак, для кого-то это стало, а для кого-то станет откровением, но два матроса-кокаиниста из романа "Чапаев и пустота" имеют реальных протипов. Фамилии им дали два красногвардейца, павшие во время октябрьских боёв в Москве при взятии Дома градоначальника. На Тверском бульваре установлена табличка в память их гибели.
Что характерно, матросами они не были.
Теперь по пунктам.
1. По официальной советской версии, Жебрунов и Барболин - два рабочих, члены и активные организаторы Союза рабочей молодежи "III Интернационал" - из множества таких союзов позже вырос комсомол. Одновременно они стали членами Красной Гвардии Сокольнического района, во время октябрьских боёв участвовали в штурме Дома градоначальника на Тверском бульваре, где забаррикадировались юнкера. Во время штурма оба погибли, Барболин был смертельно ранен. Их память была увековечена мемориальной доской, установленной на доме №20 - он идет сразу после МХТа.
Также в конце бульвара на газоне к 50-летию революции установлен лаконичный гранитный куб с надисью «В память о революционной борьбе московских рабочих». Это уже "общереволюционный" памятник, посвящённый одновременно революционным боям 1917-го, 1905-го и 1901-го года, когда на это месте была сооружена первая московская баррикада из бульварных скамеек.
www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.plhttp://www.bg.ru/article/3889/ 2. В романе Пелевина Жебрунов превращается в Жербунова - Пелевин переставляет буквы, неизвестно, случайно или намеренно.
3. В романе Жербунов усатый и "уже в годах", а Барболин - "молодой, но с вялым и анемичным лицом". Между тем оба реальных матроса были членами Союза молодёжи; Барболину было 20 лет, а Жебрунову - 19. Из этого мы видим, что пелевинский Жебрунов не похож на прототип. Впрочем, учитывая, что фамилия у него всё-таки другая, он может быть кем угодно.
4. Есть и менее каноничная версия гибели красногвардейцев. Якобы красногвардейцы штурмом взяли невооруженную баррикаду, которую бросили юнкера, вломились в погреб градоначальника и перепились. Через некоторое время приехали партийные товарищи из районного штаба, которые собрали выпивших бойцов и увели их, но забыли двух молодых красногвардейцев, с непривычки напившихся в погребе до бесчувствия, где оба и замерзли.
Версия сильно напоминает обычную демшизу. Косвенно на это может указыать то, что подобную картину можно представить в Петрограде, где боёв почти не было, "баррикады", обычно представляющие из себя наспех набросанные дрова и бочки действительно охранять было некому, а погромы винных погребов были стали частыми. Однако крайне тяжело представить такое в Москве, где наоборот, бои с юнкерами были крайне жестоки, винных погребов было мало, да и во время 10-дневных боёв красногвардейцам и их противникам было не до вина.
5. Учитывая, что реальные Жебрунов и Барболин умирают в октябре 1917-го в Москве, а действие романа происходит в феврале 1918-го, логично заключить, что они - призраки.
6. Память погибших увековечена также в топонимике Москвы. В районе Сокольников есть улицы Жебрунова и Бараболина (бывшие 1-я и 6-я Сокольнические), которые... параллельны. С одной стороны обе улицы упираются в Русаковскую ул., а другой они обе пересекаются улицей... "Матросская тишина".
7. Улица Жебрунова уже дважды меняет место. В 70-75 году в неё переименовали бывший Митьковский переулок, находящийся между 3-ей Рыбинской и Старослободской улицами и названный по соседней Митьковской улице, а ещё до этого он назывался Ново-Проектированным. В ул.Жербунова его переименовали к 40-летию Октябрьской революции. После застройки исчез Старослободский пер., а ул. Жебрунова перенесли на другую сторону Русаковки.
Улица Барболина ранее имела название улицы Шестакова, названной по имени одного из домовладельцев, и находившаяся северо-восточной районе Москвы (Богородское). Также была переименована к 40-летию Октября.
"Имена московских улиц", Московский Рабочий, М. 1975 г.
8. Года три назад в Москве действовали два жигана по кличкам Жебрунов и Барболин. Их прозвали именно по названиям улиц, потому что орудовали они в районе Сокольников.
Несчастным красногвардейцам мало того, что Пелевин изобразил их в образе "братков", их именами ещё и реальных бандитов называют!
9. Обе фамилии - белорусские. Жебрунов происходит от белорусского "нищий, попрашайка", "любитель хорошо поесть". Барболин - от "бараболь" - картошка. Таким образом, московский Дом градоначальника штурмовали два рабочих-белоруса.
10. В доме №20, на котором расположена табличка о погибших, ранее располагалась редакция газеты, возглавляемая Доном Аминадо (Шполянским Арнольдом Петровичем) - поэтом, сатириком, памфлетистом, с крайней нелюбовью относившегося к советской власти и эмигрировавшего в 1919-м году.
Не правда ли, напоминает отчасти Петра Фанерного?
11. Вопреки роману, кокаин в спирте поглощать не рекомендуется. При приёме внутрь кокаин может просто разложиться под действием желудочной кислоты, причинив человеку отравление. Правда, если спирт в достаточном количестве, он может сработать как щёлочь (PH 19), которая нейтрализует на время желудочную кислоту. Но лучше со здоровьем не экспериментировать. Традиционные способы имеют гораздо более сильный эффект.
12. Досье реальных революционеров:
Барболин Сергей Дмитриевич (1897, Москва, - 1917, там же), один из организаторов пролетарского юношеского движения. Окончил ремесленное училище, в 1917 слесарь завода "Сварз". Участвовал в создании Союза рабочей молодёжи им. 3-го Интернационала в Сокольническом районе. Смертельно ранен 29 октября (11 ноября) во время Октябрьского вооруженного восстания в Москве при штурме здания градоначальства на Тверском бульваре.
БСЭ, Лит.: Герои Октября, М., 1967, с. 301, 320-21.
Реального Жебрунова звали Ананий Кириллович (1898 - 1917). Несчастному Жебрунову не повезло больше, чем его другу - в разных источниках его называют то Николаем, то Алекссем.
Выполнено по материалам сети Интернет.
В дополнение - фотоматериалы к роману.
claymachinegun.narod.ru/foto/foto.htm