Наконец-то улучила пару минут, чтобы описать вечер среды 27 января. Хотя сейчас это может получиться сумбурно.
В Петербурге этот день, в основном, ассоциируют с Днём полного снятия блокады Ленинграда. Но так же эта дата - Международный день памяти жертв Холокоста. Именно поэтому концертное исполнение оперы «Брундибар» в Эрмитажном театре назначили на эту среду.
© фото Михайловского театра
Первое выступление детского хора, на которое я пришла как зритель. Да, пожалуй, стоит запомнить этот вечер, но совершенно по иной причине!
Сама опера не произвела на меня никакого впечатления. Мне не понравилась ни музыка, ни исполнение, ни даже сценография, хотя начало с тенями было многообещающее. Чешский текст перевели на русский, хотя, по моему мнению, лучше было бы петь в оригинале. Но история создания этой оперы и её последующего существования - удивительна!
© фото Михайловского театра
Чешский композитор Ганс Краса написал оперу про двух маленьких детишек (брата и сестру, которые должны были победить Брундибара - злого шарманщика, который украл деньги, заработанные детишками для больной мамы) ещё до войны, потом его отправили в лагерь в Терезиенштадте, куда через некоторое время привезли и еврейских детей. В 1943 году оперу поставили прямо в лагере, её повторяли 55 раз и однажды даже засняли для нацистского пропагандистского фильма о Гитлере. После этого всех участников отправили в Освенцим, и только маленькая девочка Эла Вайсбергер, которая исполняла в опере роль кошки, почему-то осталась в Терезиенштадте. Потом она выросла, уехала в Израиль, вышла замуж и переехала в США.
А в среду она была в Петербурге. Сначала просто на экране в документальной ленте, а потом в живую. Она приехала, чтобы вновь услышать эту оперу в исполнении детей. Не просто услышать, но и спеть вместе с ними. Даже представить не могу, какие чувства она испытывала в тот момент…
© фото Михайловского театра
После спектакля она немного рассказала о своей судьбе и достала из кармана пиджачка свой лагерный номер и жёлтую звезду Давида. Вот уже более 70 лет она носит их с собой, потому что она - еврейка, и гордится этим! Когда она говорила, у зрителей наворачивались слёзы.
Я запомню этот день именно благодаря Эле Вайсбергер. В тот день на её лице отражалось безграничное счастье и благодарность воссоздателям этой оперы. Но по сути благодарить нужно её!
Российская премьера сценической версии этой оперы намечена на День Победы, 9 мая 2016 года. Она пройдет в Михайловском театре. Мне не понравилось, и всё равно пишу: не пропустите!
Наш вечер на этом не закончился - было ещё целых 20 минут, чтобы прогуляться по пустому, уже почти спящему Эрмитажу и полюбоваться итальянской живописью. Но, главное, было вернуться обратно к Эрмитажному театру за верхней одеждой - залы-то начали закрывать именно с той стороны.
А завершился наш вечер (и не только наш) салютом. Полностью мы видеть его не могли. Скользя по Дворцовой площади, наблюдали лишь зарево над Зимним. Красиво! Очень даже)