Это третий музей Мадрида, который надо посетить каждому художнику (и не только). Надо сказать, что по сравнению с центром Помпиду, музеем "Токио" и даже амстердамским Стеделейком "Рейна" (так называют мадридцы музей Софии), показался слабоватым... Всё-таки любая галерея современного искусства должна содержать интерактивные объекты, которые будоражат сознание и "опровергают базовые ценности". А здесь с этим не очень. Вот метроном только разве что:
А с другого угла вот так:
И на этом всё... Посмотрев знаменитую "Гернику" Пикассо с фотографиями разных стадий работы над этим холстом (да здравствуют верные жёны художнегов!), пошёл я смотреть картины Сальвадора Дали. В этот момент решался вопрос: ехать ли в Фигерос из Барселоны на следующей неделе или не ехать? Как я уже не раз писал в блоге, Дали не является моим любимым художником.
Чем хороша Рейна, так это наличием ранних работ "великого психопата":
"Пуристический натюрморт". Неплохо, но у Хуана Гриса нечто подобное получалось гораздо интереснее.
"Гитарист" - то же самое можно сказать о нём.
"Цыган из Фигераса". Сидит, заманивает:) А рядом с ним стоит посетитель - китаец или кореец - как две капли воды похожий:)) Сфотографировать не получается: запрещено в этом музее:( Забавны ранние работы Дали: тут явно Сезанн повлиял. Вот примерно на этом уровне остановился весь наш "Бубновый валет": от Кончаловского до Машкова. Ну а Дали дальше пошёл - гений же...
"Портрет Луиса Бунюэля". Висит себе скромненько в уголке. Бунюэль в своей автобиографии очень его хвалит. Другое дело, что через некоторое время два гения разругались навсегда. Кстати, чем интересен музей Софии - так это тем, что в отдельных залах непрерывно демонстрируются фильмы начала века (Макс Линдер, Хичкок и... тот же самый Бунюэль). Заглянув в один из этих боковых залов я как раз застал показ "Андалузского пса". В зале сидели две немолодые иностранки. Поскольку "Пса" я знаю почти наизусть - решил дождаться их реакции на приближающийся знаменитый эпизод, где бритва разрезает глазное яблоко. Постоял, дождался: тётеньки вскочили и быстренько вышли... За сто лет реакция зрителя не изменилась, что и требовалось доказать:)
"Загадка Гитлера". Именно после этой картины сюрреалисты объявили бойкот Дали. Но он не особо унывал, похоже...
А вот "Великий онанист", несмотря ни на что - одна из лучших работ Сальвадора Дали. По крайней мере, с точки зрения живописности - не такая "засушенная", как многие другие.
Полюбовавшись на митинг против полицейского террора (это у них-то, в Испании, полицейский террор? Приезжайте к нам в Казань, в ОП "Дальний", чуваки!) из окна музея, решил: в Фигерос не поеду. Хватит мне мадридских "далИшечек": в музеях Тиссен-Борнемиссы и Софии. Ведь лучше чем картины, о художнике не говорит ничего. Ни розовые диваны, ни донкихотовские усы. Дали был великим мастером, и одним из первых вознёс на пьедестал ЛИЧНОСТЬ художника. А это тоже немало.