Возле знаменитых "Менин" Веласкеса в музее Прадо - толпа народу. И даже лавки нет, что очень плохо: если перед большим шедевром стоит скамейка - толпа бывает поменьше. Часть зрителей садится на неё, а часть - не особо задерживается перед картиной, чтобы не перекрывать обзор сидящим. Вот перед "Ночным дозором" в Амстердаме есть скамеечка (и "живой дозор" в виде увешанного амуницией охранника). И перед "Боярыней Морозовой" есть (или, по крайней мере, была до недавней смены руководства Третьяковки). Но при наличии свободного времени рассматривать веласкесовский холст можно без помех - хоть издали, хоть вплотную. Главное - ловить момент, когда одна толпа экскурсантов уже ушла, а другая ещё не пришла...
Об этой картине написаны горы литературы, сняты десятки фильмов и сделаны сотни её живописных интерпретаций. Картина о том, как "художник пишет картину о том, как он пишет картину" не даёт покоя многим. Философ Ортега-и-Гассет (большой почитатель творчества испанских мастеров) пишет, что Веласкес считал себя прежде всего придворным вельможей, а потом только живописцем. И в "Менинах" написал свой автопортрет только потому, что недавно был награждён орденом Сантьяго (красный крест-шпага на груди). То есть гордился наградой и увековечил событие.
Но большинство искусствоведов, художников и зрителей видят здесь целый мир: сами задают себе вопросы и сами же на них и отвечают. И лишь один вопрос вечно останется без ответа: что же изобразил Веласкес, изображённый Веласкесом, на том большом холсте, что повёрнут к нам тыльной стороной? То ли это портрет королевской четы, отражающейся в зеркале на задней стене комнаты, то ли... сама картина "Менины":)
Но главная героиня - это инфанта Маргарита в центре картины. Её художник написал мастерски, ничего не скажешь... И себя тоже. Остальные персонажи - менины, карлики и слуги - "размыты", как на современных фотографиях. И в то же время картина полна жизни: вот-вот все они придут в движение и заговорят.
Ну а через несколько дней я уже разглядывал несколько залов с "Менинами" Пикассо в Барселоне:
Их несколько десятков, этих на первый взгляд странноватых работ. Пикассо считал их совершенно самостоятельными произведениями, при всём уважении к Веласкесу. Возможно, поэтому в зале нет не только даже малюсенькой репродукции веласкесовского "первоисточника", но даже упоминания о нём. Пикассо то Веласкеса уберёт, то менин-фрейлин, то слуг. То вообще с другого конца комнаты зайдёт. Только инфанта и собачка почти на всех картинах присутствуют: без них, видимо, "не утрясалось":)
Ну а я всю жизнь мечтал посмотреть "Менины" вот так: быстренько переместившись из музея Прадо в Мадриде - в музей Пикассо в Барселоне. По-моему, это всем полезно - хотя бы для того, чтобы понять, что произошло с искусством в ХХ веке и куда нам всем двигаться дальше.
Но, как я уже писал вначале, "Менины" до сих пор не отпускают художнегов. Вот тут можно посмотреть множество современных интерпретаций:
http://www.timofeyich.ru/content/iso/historyiso/masterpiece/othermeninas.php Ну а в Мадриде оставалось посетить ещё два музея: королевы Софии и Королевской академии. О них - в следующий раз.