Кинотеатр "Мир" - единственное место в Казани, где можно посмотреть "некассовые" фильмы - неожиданно смилостивился и перенёс время показа германовского "Трудно быть богом" с 22-40 на 16-40 (правда, ненадолго). Вот я и решил сходить в кино, что со мной бывает крайне редко.
Современный синематограф в последние 20 лет стараниями Голливуда занимается пересказом длинных "анекдотов", иллюстрируемых всё большим количеством компьютерных эффектов. Киноискусство всё больше перестаёт быть искусством "подачи образов", где каждый кадр должен претендовать на то, чтобы быть вырезанным и вставленным в рамку на стене. Робкие попытки некоторых режиссёров (Ким Ки Дука или Гринуэя) "вернуться к истокам" становятся всё более редкими. Некоторый успех видовых фильмов "Барака", "Пепел и снег", "Самсара", а также немого "Артиста" - исключение, лишь подтверждающее правило...
На фильм Германа-старшего шёл с некоторой опаской. Во-первых, "ТББ" Стругацких - одна из культовых книг моего поколения, практически цитируемая наизусть. Во-вторых: я видел почти все фильмы обоих Германов, и знаю их своеобразное, "гипернатуралистическое", отношение к реальности. В-третьих: рецензии были противоречивы, работа Германа разочаровала (вернее, несколько напрягла) определённое количество поклонников романа-первоисточника...
Немного удивило то, что зал в 150 мест заполнен на 1\3. Это довольно много зрителей по нынешним временам, и надо отметить, что бОльшая часть досидела до конца:)
Арканар, засыпанный снегом, закадровый голос, объясняющий "непосвящённым" про другую планету и землян-исследователей (слово "прогрессор" ни разу не звучит), несколько кадров через кругляш налобного обруча-объектива Руматы... Всё, как положено, формальности выполнены. А затем начинается три часа созерцания волшебных "гризайлей" от Алексея Германа с бесчисленными модуляциями чёрно-белых тонов и полутонов. Это Босх и Брейгель, увиденные рентгеновскими глазами пресыщенного человека двадцать первого века. Всё, что нам кажется ужасным и отвратительным, для жителя того времени, уверенного в скором конце света, было рутинным и естественным. Хезинга в своей "Осени Средневековья" внушает нам эту мысль с первой до трёхсотой страницы, а в конце умывает руки, отчаявшись внушить... Примерно через 15 минут Герман превращает зрителя то ли в коренного арканарца, то ли в землянина-прогрессора и проводит его по городу, где каждый предмет сделан вручную, где актёры проваливаются в настоящую грязную жижу и ему удаётся то, что не удалось Умберто Эко: передать дух эпохи, а заодно и романа Стругацких. И даже несколько чрезмерно передаётся этот самый "дух" - через, прошу простить каламбур, дух того дерьма, в котором серые солдаты готовятся утопить несчастного книгочея - отца Гаука (в книге его вешают). В этот момент в душе поклонника романа "ТББ" ещё может шевельнуться слабый червячок сомнения: ну зачем же так, ведь нужно бережнее с первоисточником! Но режиссёр знает, что делает: без шоковой терапии нельзя войти в его Арканар.
И ты входишь туда. И безумно красивый фильм затягивает тебя в свою воронку. И ты уже не удивляешься Румате-Христу верхом на осле, задом наперёд, с монахом-"рыбоносцем" и ослиным пенисом крупным планом, пьяным и деградировавшим Пашке и Александру Васильевичу ( с намёком на педофилию), пухленькому, не вызывающему ни малейшего отвращения дону Рэбе, барону Пампе, несущему бессвязный бред и погибающему под градом стрел (в книге он остаётся в живых) и т.д. Но все эти разрывы и нестыковки совершенно некритичны: ключевые фрагменты книги, основная фабула её сохранена и постоянно прорывается свежими узнаваемыми ростками через сопение и бормотание германовских персонажей (у него во всех фильмах много таких невнятных разговоров). Но это всё неважно: все три часа просмотра правит бал его величество Изображение!
Время от времени режиссёр возвращается к пародиям на Библию, Босха и даже голливудские фильмы. Шипастая перчатка Руматы постоянно лезет в кадр и в конце концов превращает его в "инопланетного монстра-динозавра" в рогатом шлеме. Но тут же снова ненавязчивое напоминание о том, что перед нами всё-таки землянин: джазовые импровизации на примитивных инструментах и белоснежные носовые платки, время от времени выводящие зрителя из гипноза.
Удушье в доме дона Рэбы нарастает, беседа становится агрессивной, извлекаются останки из фамильного склепа, платочки уже не помогают и вдруг сверху валится охапка белоснежных роз - потрясающе!
Немногочисленные и абсолютно бесполые женщины в фильме (ещё одно "ноу-хау" творчества Германа) - и вдруг врывается одухотворённая Кира с бессвязными монологами. Типично "германовская" сцена её убийства, когда полминуты вообще непонятно, что происходит: что-то упало, грохнуло, камера мечется, наползает на лицо, и...
Окончательно перейдён рубикон Стругацких - земляне находят Румату по дороге из трупов (в романе об этом почти ничего нет). И снова отвратительные полубессвязные разговоры и поразительно красиво посаженное пятно белой рубахи на фоне стены. Фабула романа в последний раз стонет и корчится, подчиняясь законам киноискусства. Но Герману этого мало: будет ещё самая-пресамая финальная сцена с отъездом (к так и не показанному звездолёту, да-да: он где-то там, на орбите!) и соло на "протосаксофоне". Музыка, от которой у проходящей мимо девочки "живот болит". Герман соглашается с тем, что его искусство мало кто понимает - и всё же уходит победителем вместе со своим остриженным, но непобеждённым Руматой...
Когда скачаю ТББ на диск - нарежу себе оттуда кадров, штук 100, и сложу в отдельную папку. По ним можно учиться рисовать - почти каждый выстроен на основе "золотого сечения".
Лучше, чем у косноязычного живописца, написано о фильме здесь:
http://users.livejournal.com/_o_tets_/732600.htmlИ ещё вот здесь:
http://boris-semyonov.livejournal.com/124197.htmlНо лучше всего - увидеть своими глазами.