Что реально важно в образовании

Sep 18, 2016 12:41




Дарка с утра утащила Димин комп, так что Дима утащил мой и читал там вот эту статью о школьном образовании. И по мотивом этой статьи я задумалась что именно мне кажется наиболее важным в образовании в "школьные годы" (В школе, не в школе - не суть важно. Что важно - это то, что, как мне кажется, ребёнку научиться делать реально важно):

1. Научиться "зажигаться".
А именно, распознавать что его зажигает. По аналогии со здоровым питанием, есть нужно когда ты голоден, и столько сколько хочется (а не сколько на тарелку навалили).
Ребёнок должен научиться идти за своим интересом, капать глубоко, и понимать какое оно - то чувство что ты делаешь то, что тебя вдохновляет.
Это крайне важно, потому что так ребёнок привыкнет слушать себя. И это позволит ему строить свою жизнь на своих правилах. (Та же аналогия: не запихивать в себя бездумно всё, что жизнь ему наваливает на тарелку вне зависимости от того хочешь ли ты есть вот это, и хочешь ли ты ты есть в принципе)

2. Научиться лажать быстро
(это был кривой перевод fail quickly :))
Ребёнок должен выучить что лажи - это часть успеха. Провалы и неудачи задумок - это ок. Чем быстрее ребёнок поймёт принципиальную разницу между "что-то говно была идея" и "моя идея говно, а значит я говно" - тем лучше.
Если бы в школе ребёнка вовлекали в кучу разных проектов и разных командах - и часть проектов бы срабатывала, часть была бы не слишком успешной - вот это было бы клёво (да, я за конкурсы в которых победители только некоторые, а не все :)).
Ты делаешь проект, ты изначально знаешь что если что-то идёт не так - то это нужно признавать как можно быстрее, и разбираться с этим как можно быстрее (а для этого должна быть атмосфера доверия и поддержки). И если в конце каждого проекта вся команда разбирает что пошло хорошо, что пошло плохо и чему члены команды смогли научиться (и через успехи, и через неудачи) - без попыток найти виноватых, просто разбирать как можно более открыто и непредвзято - вот это круто.

3. Научиться воспринимать рутинную часть работы как норму
В разработке любой супер крутой и яркой идеи есть элемент рутины. Если ребёнок будет научиться не "складывать лапки", а идти вперёд несмотря на то что в данный момент не слишком прёт - это будет круто. Что сложности - это ок. Если что-то не получается слёту, это не "я бездарь" и "тяжёлая работа - это для лузеров" (=читай "мне тяжело, значит я лузер"), а просто в разработке любой даже супер крутой идеи внезапно есть элемент рутины.
Можно это назвать внутренной дисциплиной. И да, оно может выглядить противоречием с п.1 сего опуса - но это не так. И разница в осознанности. Ребёнок должен понимать что вот то, что я сейчас делаю - оно мне не прёт и не слишком интересно. И я вот это делаю для реализации вот этой цели.

Разница в том что можно рутину делать потому что надо (абстрактно надо фик знает почему, или потому что "учительница сказала"), а можно осознанно (то что я делаю сейчас (учу спряжения глагола être) это рутинное дело, и оно в будущем позволит мне совсем не рутинно тусить по Провансу и кадрить оленеглазых французских мальчиков :))

Вот это, если задуматься, самое важно что стоит вынести из образования в "школьные годы".
А дадут тебе это в школе или не в школе - да вообще без разницы.
Государственное школьное образование это не священная корова, а просто делегация части своих задач (части тасков по подготовки детей ко взрослой жизни) государству в обмен на налоги. Ровно таким же макаром как я плачу налоги - и взамен могу не заводить ружьё и бойцовую собаку на случай если кто-то попытается ломится ко мне в дом. Ведь я оплачиваю институт милиции, и она может разбираться с задачей "защиты меня от чувака который ломится ко мне в дом" вместо меня.
Previous post Next post
Up