Символ Единорога в истории

Oct 12, 2015 22:41

В своем ответе на мой комментарий "Лев (асуд по арабски) это символ КАЗИдарства-гоСУДарства (арабо-русская билингва). Государство - это власть СУДарей-СУДейских. Кто первый имел льва как символ - тот и первый в государственной строительстве" vedaveta написала:
Грифон лев с орлом был символ Тартарии...до бритов и французов лев был у моголов ...бриты его имеют в гербе как завоевалели и там же единорог на -цепи личный символ Ивана Грозного...

Я уже осветил свое понимание символов Льва и Грифона как судейское и военно-собирательное составляющие государственного устройства и направлений в политике.

Быстрый поиск подтвердил значимость Единорога:

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3

В истории нашего государства это мифическое животное оставило заметный след. Началось все с Ивана III Васильевича. При нем львы на корабельнике - большой золотой монете - заменили единорогами. На одной из ее сторон изображался крестообразный орнамент с четырьмя мифическими животными.

При слове «единорог» как-то сразу вспоминаются рыцарские романы, на худой конец, скандинавские легенды, но никак не русские сказки. Однако это фантастическое существо роднее и ближе нам, чем кажется. В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике выставили единственный в мире воссозданный скелет кавказского эласмотерия - самого крупного доисторического носорога, обитавшего в степях Евразии. Скелет составили из костей нескольких животных, собранных в течение последних лет при раскопках на Таманском полуострове. По оценке ученых, возраст останков - 1,3-1,5 миллиона лет. Животное уже прозвали Донским единорогом - по мнению многих специалистов, именно эласмотерий мог стать прообразом мифического существа.

Рождение мифа

Самые ранние изображения животных с одним рогом встречаются в Индии. Ученые полагают, что возраст этих творений составляет 4 тысячи лет. Существо представляли массивным, неуклюжим, с телом быка, слоноподобными ногами и хвостом кабана. Первое упоминание о единорогах, как считается, принадлежит древнегреческому историку Ктесию, жившему в V веке до н. э. Он их описал как крупных ослов с рогом. Позднее Аристотель в своей «Истории животных» мимоходом упомянул однорогих «индийских ослов». Со временем восприятие единорога трансформировалось - с веками он мельчал, стройнел и постепенно превратился в образ красивой белой лошади с витым рогом на лбу. Важно понимать, что единорог, каким мы сейчас привыкли его себе представлять, - это некий собирательный образ. И мало кто знает, что спиральный рог, изображаемый на голове лошади, - это не что иное, как клык нарвала - млекопитающего семейства дельфиновых.

От уже упомянутого Ктесия пошла вера в чудодейственную силу рога этого странного существа. Ктесий одно время служил лекарем при персидском дворе и использовал в своей практике некий рог, который, как он был убежден, оказывает великолепное целебное действие. Лекарь верил: тому, кто выпьет воды или вина из этого рога, не будет страшна никакая болезнь. Странно, но эта вера прошла сквозь столетия и особенно укрепилась в Средневековье. Ловкие умельцы хорошо зарабатывали на этой вере и всеобщем желании омолодиться и оздоровиться. Они сбывали за огромные деньги под видом рога единорога клыки нарвала, которые привозили из полярных краев норвежцы и датчане. Интересно, что материальное свидетельство о существовании единорога было представлено только бивнем нарвала. Упоминаний о том, что там-то такого-то числа на охоте был добыт экземпляр единорога, в исторических летописях не встречается. Может, оттого, что зверь этот всегда считался одновременно полуреальным и полумифическим. Добыть его рог было можно, а убить - ни в коем случае.

Национальный герой

Удивительно, но вместе со скандинавами в то время едва ли не основным поставщиком «чудо-рогов» на европейский рынок считалась земля русская. Иностранцы дивились, какие огромные рога единорогов, по всей видимости нарвалов, имелись у славян. Лютеранский проповедник Мартин Бер, живший в Москве в Смутное время, в своей «Летописи Московской» упоминал про затмевающий все драгоценности мира удивительной красоты царский скипетр из цельной кости единорога, усыпанный яхонтами. Этот витой скипетр в Смутное время попал к полякам в качестве трофея. Дальнейшая судьба его неизвестна. Однако образ единорога действительно был для наших предков очень важен, не случайно его можно найти даже в геральдике государства Российского. Откуда это пошло? Может, с упоминания в славянской мифологии единорога под названием «индрик-зверь»? Это существо встречается в русском фольклоре. В истории нашего государства это мифическое животное оставило заметный след. Началось все с Ивана III Васильевича. При нем львы на корабельнике - большой золотой монете - заменили единорогами. На одной из ее сторон изображался крестообразный орнамент с четырьмя мифическими животными. Этот образ расценивался как своеобразный символ и тотем-покровитель объединенной Руси. По мнению некоторых ученых, единорог на корабельнике имел астрологическую природу. Долгое время Козерог отождествлялся с обликом лошади с рогом.

Во времена Ивана Грозного важность единорога как символа еще более возросла. На большой печати 1562 года единорог помещался на нагрудном щите орла. Также животное изображалось на одной из сторон царской малой печати 1571 года, которая использовалась для скрепления писем личного характера. Единорог был своеобразным личным гербом Ивана Грозного, что возвышало его до символа первостепенной важности и почти приравнивало к двуглавому орлу. Подумывали даже о том, чтобы эту лошадку сделать государственным гербом Руси. Однако идея не нашла поддержки со стороны Церкви. Священнослужители воспротивились ереси, к которой можно было отнести магию и астрологию. Так что, несмотря на явную слабость, которую питал Иван Грозный к магической символике, ему пришлось уступить. При сыне Ивана IV Федоре Ивановиче эмблема с орлом, на щите которого помещался единорог, дублировалась на монетах. В таком виде они просуществовали до XVII века. Но со временем геральдический образ орла окончательно вытеснил единорога. Он стал чужд как нашей символике, так и сознанию русского человека.
http://www.itogi.ru/paradox/2013/6/186938.html

Планета, рекомый Крон (т.е. Сатурн), а держит суботу, а стоит над Русью над Новым городом и над Москвою и над Литвою; а домы его - Козий рог и Водолей".

Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки Зодиака, а Козерог имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси, по крайней мере, до XVI века включительно.

Значит, львы были заменены при Иване III на большой золотой монете единорогами потому, что единороги играли роль своеобразного тотема-покровителя объединенной Руси. Незнание современными историками этого факта обуславливается сокровенностью (тайностью) астрологических знаний,к которым допускались лишь люди из верхних эшелонов власти (великий княз, придворные высоких рангов).

Толкование единорога на "корабельнике" Ивана III как символа-объединителя Руси подтвержается дальнейшей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя "всея Руси" обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 году австрийский император признал Ивана IV государем "всея Руси". Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания, как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII века, после воссоединения Украины с Россией, вопрос о титуле государя "всея Руси" утратил политическую актуальность.

При Иване Грозном статус эмблемы единорога как символа царской власти возрос. Единорог появился на Малой печати царя. На второй - главной - ее стороне находился двуглавый орел. Этот факт свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности - своего рода личного герба Ивана Грозного или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба.

http://heraldry.hobby.ru/gub/unicorn.html

вяк, символ, государство

Previous post Next post
Up