"Балтийская Международная Академия 20 ЛЕТ ЛИДЕРСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ!!! БОЛЕЕ 13000 ВЫПУСКНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В 20 СТРАНАХ МИРА!"
Вот такой заголовок можно прочесть на персональной странице небезызвестного ВУЗа в Интернете. И если лидерство заключается в числовых показателях, то некоторые цифры в заголовке определенно упущены - это количество выложенных денег, потерянных нервов, униженных студентов, случаев халатного отношения преподавателей, сотрудников с пограничными расстройствами личности.
Я сторона не заинтересованная. Я давно окончила обучение по бакалаврской программе, получила степень магистра в другом ВУЗе, публикуюсь, веду частную практику. Более того, возможно, сим постом рыдания я способствую тому, что потеряю часть работы бог с ним, в шкафу станет просторнее.
Итак, в своей работе психологом в течение последних шести лет я активно общаюсь со студентами Балтийского института психологии и менеджмента, которые обращаются ко мне за возможностью прохождения практики, консультациями по написанию дипломных работ, помощи со статистикой. И то, что я вижу, «изнанка» обучения в обсуждаемом ВУЗе вызывает не просто досаду, но злость, отторжение и простое человеческое непонимание, КАК ТАКОЕ В ПРИНЦИПЕ МОЖЕТ БЫТЬ?!
Я довольно реалистично смотрю на образование в Латвии, не строя иллюзий или особых ожиданий. И все же разумно полагать, что поступая в ВУЗ и посвятив учебному процессу 4-5 лет, ты получишь не только корочку о наличии Высшего образования (нынче - ассистента психолога, хотя для меня, например, остается загадкой, где ассистент психолога требуется), но и понимание специфики профессии, знания, профессиональные навыки и умения. Это логично, ведь так? Вроде так. Но с чем же я столкнулась на деле?
Студенты последних курсов, которые обращаются ко мне (а это 7-10 человек в год из Балтийского Института Психологии и Менеджмента - это довольно большой процент для среди учащихся на психологии) часто до конца не понимают особенностей своей будущей профессии, не имеют элементарных навыков в психологическом консультировании, не знают простейших основ психологии. За годы проведенные в институте у них возникает разочарование в профессии (если не полное отторжение), уверенность в том, что работать по специальности они не станут, что проще сдавать работы для "галочки" - раз уж ум в этом ВУЗе не в почете. Вы можете предположить, что изначально за помощью к кому-то из вне приходят слабые и ленивые студенты. Есть и такие, но далеко не все.
Так что к написанию диплома (как итогу своей супер-учебы) приступают разные студенты и умные, и глупые, и трудолюбивые, и ленивые. И здесь начинается самое интересное.
Для справки: дипломные работы состоят из двух частей - теоретической и эмпирической, последняя из которых представляет собой описание проведенных исследований. Если Вам удастся до них добраться (что не факт, поскольку по какой-то странной причине в доступе, скажем библиотеке института, их нет), то Вы увидите очень структурное, статистически обработанное, представленное графиками и диаграммами исследование, сопровождаемое внушительным списком литературы (что очень важно - с источниками на английском языке) и прочей фигней атрибутикой. Но что стоит за этим? Примерно следующее. Короткие случаи из личной практики:
Научный руководитель X, чтобы ни ему, ни студенту не заморачиваться предлагает использовать готовые исходные данные другого исследования, а-ля «Исправь немного формулировки, времени ведь все равно не остается»;
Самодур Научный руководитель и овеликаяиужасная И.Д. Плотка (здесь я не побоюсь назвать имен, потому как именно этот человек стоит у руля "победы") одержима тщеславием и непомерными амбициями - главное, чтобы в списке литературы был перечень проведенных исследований с ее участием (и еще одно фиктивное станет одним из них), требует использования абсолютно ненадежных методик по которым вместо того, чтобы сходить в туалет делаются "великие научные" выводы, защищаются научные степени, поощряет плагиат среди "своих" и оборачивает свой гнев на студентов, которые мыслят иначе, готовы отстаивать свою точку зрения или просто пишут работы не у нее. Но снимаю шляпу - раздуть такой мыльный пузырь вокруг свой личности и столько времени тратить на профессиональный пиар под силу не каждому.
Плагиат поощряет и руководитель К, которая решила не заморачиваться на тему руководства работой, сначала протянула сроки проверки, а после - по-тихому, мол это «наш маленький секрет» принесла для сканирования готовый диплом студентки Е.Ш., мол берите за даром. В свою очередь научная работа Е.Ш. тоже авторская лишь частично...
Перечень можно продолжать и продолжать, уже не говоря о вопросе уважения к профессии, студентам, коллегам, да и к самим себе в конце концов. Есть, конечно, преподаватели более ответственные и разумные, но их мнение, почему-то не пользуется особым уважением, среди "почетных" членов институтской комиссии.
Почему так? Причин, наверное как всегда несколько: кто-то не хочет взращивать конкурентов, кто-то просто, попав в змеиное гнездо, устал, кто-то тупо зарабатывает деньги. Может есть еще какие-то причины, из области социальной (или клинической?) психологии. Стоит провести исследование в рамках дипломной работы. Второй вариант актуальной темы: сколько неадекватных людей работает... Впрочем, надобности во втором нет, и так ситуация довольна ясна.
Так что, други, суть «басни такова», если Вам нужна чудесная "корочка", и Вы готовы засунуть в зад свое самолюбие, деньги, благородные помыслы, то идите учиться в аккредитованное заведение «Балтийский Институт Психологии Менеджмента» на факультет психологии! Кстати, аккредитация у него вечная (слышится ужасающий гогот из загробного мира), и несколько филиалов по стране. «Студенческие годы - лучшие годы Вашей жизни!» (Это тоже с Интернет-страницы, если что...)