Комментировала про развивающие игры для газеты "Час":
"Час": Чем полезны для ребенка развивающие игры?
Е.К.: Развивающие игры полезны для развития (логично). Вопрос о том, зачем развивать ребенка, наверное, было бы странным задать. Однако я бы заострила внимание на другом: какие именно развивающие игры выбрать (сегодня их множество) или придумать/создать самим? Как много времени желательно, чтобы ребенок посвящал развивающим играм? Какое место занимают развивающие игры в развитии ребенка и его воспитании в целом?
Сегодня нередко можно встретить родителей, одержимых ранним развитием своего чада. Уже с двух лет его обучает алфавиту, счету, языкам, водят по студиям, кружкам и пр., однако «массовое взращивание гениев» не всегда приводит именно к тому результату, которого ожидают родители. Без постоянного повторения алфавит забывается, вне среды и непосредственного разговора иностранный язык остается на уровне знания отдельных слов, а острота внимания оказывается не менее выраженной у ребенка, который развивает себя за счет физической активности и игр во дворе.
Кроме того, довольно часто родители обращаются к развивающим играм на компьютере, таким образом, они словно убивают «трех зайцев»: а) ребенок развивает за счет игры какую-то психическую функцию б) ребенок не мешает (он занят и не пристает к родителям) в) он «идет в ногу со временем» и с ранних лет обучен компьютеру. Однако, если родители обращаются к подобной практике часто, то по факту «бонусом» можно получить и другие «плоды», в частности: испорченное зрение (сегодня это очень распространенная проблема уже среди дошкольников), скучающего не умеющего развлечь себя ребенка вне компьютера, интеллектуально развитого ребенка, но имеющего трудности с эмоциональным и физическим развитием. Поэтому, как и всегда, нужно придерживаться здравого смысла, понимая, что ребенок, если он не имеет патологии и педагогической запущенности, все равно обучится и читать, и писать, и логически мыслить, но то, что гораздо больше нужно дошкольнику - это родительское внимание, любовь, тепло, пример активных и счастливых родителей рядом. В этом случае намного более полезной развивающей «игрой» может быть совместная поездка с родителями в лес, постройка песчаного замка на пляже, приготовление обеда вместе и многое другое, где именно за счет живого и доброжелательного общения родитель передает опыт своему ребенку.
В остальном же я, конечно, за развивающие игры, особенно, если они подобраны в соответствии с возрастом и интересами ребенка, дополняют собой развитие в ходе взаимодействия ребенка с другими людьми и окружающим миром, а не заменяют их.
"Час": В последнее время все более популярны игрушки из натуральных материалов - дерева, ткани и т.д. Чем, на взгляд психолога, они полезны детям?
Е.К.: При выборе игрушек (в частности своим детям) я не акцентирую то, сделаны они из натуральных материалов или нет. Для меня важно, чтобы а) они были качественными (пластмасса тоже может быть совершенно безопасной) б) полезными, поскольку игрушки являются одним из главных помощников в развитии детей. Под полезностью я не подразумеваю лишь игру относящиеся к развивающим, куклы, мягкие игрушки, посуда и пр. тоже могут быть крайне полезными, развивая воображение, креативность, эмоциональный мир ребенка.
Деревянные игрушки сегодня чаще всего направлены на интеллектуальное развитие ребенка (это кубики, шнуровки, пирамидки), кроме того, они экологичны, в этом их плюс. Однако, как показывает мой опыт как мамы, дети сами реже обращаются к деревянным игрушкам. В магазине и дома они останавливают свой выбор на других: более ярких и разнообразных и пр.
Так что выбор - за вами.
если что, то ссылка на "Час" обязательна.