И слово было богом. И слово это было "сталь".
В конце 1860-х годов некто нарисовал кружок на карте Алабамы в районе железнодрожного разъезда Элайтон и сказал: "отсюда будем тянуть железную дорогу на Запад южным маршрутом" (так как был еще северный - через Чикаго, и центральный - через Сент-Луис). Так было положено начало городу Бирмингем. Фактически первые лет 90 своей истории город жил исключительно железной дорогой. Именно здесь проходил знаменитый Chattanooga choo-choo воспетый Гленом Миллером. Также, по мнению некторых фольклористов, именно здесь Джон Генри соревновался с паровым путеукладчиком. А что нужно для железной дороги? Конечно же железо. Много железа. Потому одновременно со строительством железной дороги началось и строитльство металлургичских заводов. Один из них, принаделжавший некоему мистеру Слоссу сохранился до сих пор. Как музей. На нем я и побывал.
Завод функционировал с 1880 по 1972 годы. Потом был передан в дар городу (похоже, что за долги). Теперь это музей, парк и место проведения разных массовых мероприятий (когда я там был, то шла подготовка к свадебной церемонии).
Ворота. Стилизованы под инструменты сталеваров.
Привратник
Странная скульптура. Подобных странных сооружений тут много.
А это находится прямо рядом с музейным оффисом.
С чего начинается любое производство? С доставки материалов. Послдений паровоз, приведший поезд с рудой назавод 29 февраля 1952 года.
Устройство для быстрого переключения машины с переднего на задний ход. Или обратно. Для незнакомых с принципос работы паровой мащины могу только сказать, что это весьма нетривиальный процесс.
Несотря на статус памятника и трепетное отношение американцев к своей истории состояние локомотива осталяет желать лучшего. Вопрочем, со стороны, обращенной к посетителям, все в порядке.
Также он облюбован птицами для устройства гнезд.
Внутри будки машиниста. Вообще-то залазить на экспнаты запрещено, но какой американец воздержиться от мелкого нарушения, если это никому не помешает?
Здесь начиналась подготовка к плавке. Слева - не останки гигиантской цепи Галля, а формы для металла.
Смесительная вагонетка с весами. В ней составлялась порция необходимых материалов, после чего все это с помощью подъемника подавалось в домну.
Смесительный/сортировочный туннель. С одной стороны подается как великая инновация, позволившая сильно сократить издержки производста, с другой - на этом же станде приводятся слова рабочего, который утверждает, что после работы в этом туннеле, ад ему уже будет не страшен.
К сожалению фотограия не может передать сырости и темноты. На самом деле там горят всего несколько тусклых лампочек, в свете которых даже не всегда видно, куда стал: в лужу или на относительно сухое место.
Раньше над туннелем были железнодорожные пути, и вагоны разгружались прямо в сортировочные вагонетки, минуя процесс перегрузки и смещения сырья. Как раз по коробам в потолке груз и ссыпался.
Глубоко, да?
Еще одна вагонетка в тупике. На самом деле туннель очень длинный, и для посетителей открыта только часть. Проход в остальную как раз и загораживает эта вагонетка.
Ручей. Он в туннеле не один.
И результат их действия. "В туннеле все время течет вода, и вместе с ней утекает твое здоровье" (неизвестный рабочий завода).
Распределительный щит
Рубильник
Табличка на рубильнике
Котельное отделение. Это именно "отделение", а не "котельнаЯ". Можно было бы назвать "котельный цех", но это все дело расположено под открытым небом. Котлов изначально было 6, в 1920-х годах добавили еще 4. Из расчета, что в каждый момент времени 2 котла из 10 будут на профилактике/ремонте.
Кочегары. Хотя котлы отапливались колошниковым газом из домен, но пуск их производился углем. Кроме того, уголь надо было иногда добавлять в топку и позже. А еще надо было следить за уровнем воды, давлением пара, выгребать и скидывать в специальные вагонетки шлак и золу... В общем, все по Зубареву.
Топки старых котлов. По трубам, в них подавался газ.
Топка более нового котла. Уже не безымянная.
Непнятный муляж сильно сгоревшего безголовго трупа. То ли как демонстрация опасности труда кочегаров (хотя они обычно при авариях обвариваются паром, а не горят в огне), то ли со времен Хэллоуина остался.
Странные штуки. Назначение вертикалной скульпутры я так и не понял.
Безусловно вы его узнали! Англичане во время Второй Мировой войны делились с американцами не только своми нароботками по ядерному оружию. Еще в ходе войны с марсианами 1896 года (см. Герберт Уэллс, "Война миров") было захвачено несколько образцов техники противника, а именно - треножников. Данные образцы и документация по ним были переданы США в 1941 году. Американскими инженерами были внесены в конструкцию изменения, в частности, из треногой она стала четырехногой. В 1943 году была изготовлена действующая модель в масштабе 1/50, но дальше дело не пошло. В связи с неготовностью аппарата теплового луча и сильным давлением со стороны Дженерал Моторс, которая к тому времени уже развернула массовое производство традиционных танков на своих заводах.
Странные бетонные круги, размером с канализационный люк и гербом, как на однодолларовых (?) монетах.
А нагружен ими зачем-то этот кораблик
Эскаватор. На территории завода их несколько.
Это уже привет из 20-го века. Построена в середине 1920-х годов.
Один из генераторов.
Распределительная доска.
Табличка на ней. Легендарный Вестингауз. Я об этом читал только в книгах, а тут можно было даже потрогать.
Загадочное устроство.
Высота
Среди хлама и инструментов попадаются иногда и забавные вещи
То ли мотор, то ли генератор. Но тоже аутентичный.
Основной потребитель пара до 1947 года - паровые компрессоры. В здании их 8 штук. Установлены плотно, потому снимать было трудно. Когда их установили - точно не известно. Возможно, что еще в XIX веке.
Маховик.
Пульт управления паровой машиной компрессора.
Пульт контрольных приборов
Гаечный ключ. Моя нога для масштаба.
Еще одно загадочное устройство
Вот как этот компрессор выглядит полностью.
В 1947 году поршневые компрессоры были заменены двумя турбо-комрпессорами.
Для них было построено новое здание, но высота потолков в одном из помощений осталась та же, что и у поршневых.
Какой-то фильтр, что ли? Запатентован аж в 1910 году.
Кауперы
Сбственно домна. И "дом с пирометром".
Здесь производилась разливка металла в формы
Либо в этот резервуар.
Питьевой фонтанчик. Говорят раньше возле него была табличка "только для белых", но далеко не все понимали, что это был музейный экспонат и обижались. Потому ее пришлось убрать.
Непостредственно рядом с заводом проходит эстакада 1-й северной авеню. Вернее, она проходит по территории завода и музея.
Американские уличные светильники 30-х годов. Подобных, к примеру, много на страых фотограиях нью-йоркскиого метро и надземной железной дороги.
Инсталляция с ковшами
Гигантский ковш-одиночка
Реклама. Чего только мистер Слосс и его преемники не производили на своем заводе! Это вам не жатки МакКормика.
Реклама, правда, не аутентичная, а восстановленная
Фонтан-охладитель воды. Когда-то подобне часто встречались в Киеве возле универмагов или кинтеатров.
Дом рабочего. Находится всего метрах в 20 от завода. Канализации и водопровода нет. Электричество проведено было в 20-х годах прошлого века.
А это уже дом инженера/менеджера/бухгалтера. Вполне возможно, что к заводу был перенесен позже. Кода музей открывали.
Забавная деталь
Это - сад. Не верите?
Тогда вот доказательство - план с подписями
Заводская лавка и касса. Именно тут рабочие становились "another day older and deeper in debt" как поется в известной песне 16 ton.
На этом все. Наступает вечер, промзону города лучше покинуть.