Слово чушпана или зачем комсомольцы переделали 8 серию

Dec 23, 2023 11:01

Сила закона не в том, что его принимают государственные органы в строго установленном порядке. И даже не в том, что он обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Сила закона - в его добровольном исполнении гражданами. Когда закон перестает добровольно исполнять большинство - никакие органы государственного принуждения не помогут. Более того, они первые же и начнут на него забивать, поскольку имеют больше свободы и возможностей.

Человек, пройдя некоторые испытания, или просто в силу правильного образования, начинает осознавать, какая хорошая штука закон и как важно его соблюдать.  В смысле - самому, добровольно, ограничить себя рамками закона.  Себя, а не членов партии Единая Россия или Абрамовича! Это важно. Тогда в государстве, где живет такой человек и подобные ему люди, наступает благодать, вплоть до того, что правоохранительные органы начинают считать обременительным для себя носить оружие, не говоря уже о спецсредтвах типа дубинок или бронежилетов, о которых вообще все забывают на несколько десятков лет. Но вот, в какой-то момент, власть закона ослабевает.

Закон в СССР был плотно завязан на идеологию, и когда идеология стала трещать, вслед за ней начал слабеть и закон. В этот момент стали появляться "группировки" (не банды! это очень важно), которые предложили своим участникам новый закон, в данном случае "закон улицы". Молодежь, воспитываемая на пионерах-героях и альтруизме коммунистической идеологии, увидела в этом "настоящее".  Некоторые законы выглядели диковато, типа запрета целоваться с "вафлершей" или необходимость периодически получать по морде от сотоварищей, но это всего лишь способ отсеять "авторитетов". Только тот, кто соблюдает все установления и безупречен, вправе трактовать закон и вершить суд. Вождь племени соблюдает все ритуалы, поэтому он вождь. Таким образом, "улица" и ее "законы" - сброс в некоторое первобытное правовое поле, попытка сохранить закон "на минималках" в тот момент, когда общество отказывается от государственных законов (неважно почему, может, даже, и в силу собственной глупости).

Но! Ослабление закона вызывает появления еще одного вида общественной организации - банды. Банда принципиально отличается от той же "группировки" или, тем более, государственной организации и института- она создается с целью получения преимуществ для собственных членов. Чаще всего - материальной выгоды. Банда получает эту выгоду, сознательно идя на нарушение законов как общественных устоев. Организация (государство) - объединение людей для совместного существования. Банда - объединение для конкретной выгоды в конкретный момент. Банда антиобщественна. И банда ВСЕГДА проигрывает обществу. Разговоры о том, что были бандиты, а потом основали государство - чушь полнейшая. Просто в какой-то момент члены банды решили перейти от совместной деятельности по достижению антиобщественных целей к совместному существованию, для чего ограничили себя законами. В этот момент банда перестала существовать.

Все вышесказанное сегодня совершенно изглажено из общественного сознания. При том, что "Обществознание" стало чуть ли не одним из главных предметов в школе. Пишется про государственное принуждение, про то, что очень важно чтобы соблюдался порядок принятия законов, еще много про что, но только не самое главное - нафига вообще все это государство с его органами принуждения и порядками нужно. Стремясь всеми силами сохранить государство, выхолащивают его смысл.

Первоначальная 8-я серия "Слова пацана" достаточно правдиво показала переломный момент нашей жизни, когда государство стало разваливаться, а люди начали искать себя кто в "группировках", а кто в бандах. "Законы" группировок не были такими уж совершенными, поэтому они выродились в банды, сказалась тесная генетическая связь с законами блатного мира. И это нашло свое отражение в первоначальной 8-й серии. Как и то, что, в силу слабости как государственного закона, так и закона улиц, группировщиков-главных героев сериала начала наказывать жизнь. Например, сцена комсомольцев в бане - как полный контраст с только что пережитой трагедией девочки, которую сначала изнасиловали в нарушение "пацанских" законов, а потом затравили в полном соответствии с ними. Или сцена с дядей Эльдаром, который отказывается помочь Марату в преследовании насильника Айгуль - да не мог он его преследовать! Потому что дело об изнасиловании возбуждалось только по заявлению потерпевшей. Насильник был чист по всем советским законам, в отличие от того же Марата, который решил попользовать эти законы. Грамота - прекрасный момент! Для того, кто живет в рамках советского общетства это веский факт признания его заслуг. Но для Марата, отвергшего советские законы...

Самый распространенный отзыв после просмотра 8-й серии, который я слышал от разных людей: "А как оно по другому могло кончиться? Все правильно!".

В новой 8-й серии уже не все правильно. Там мы видим насильника Айгуль, в нарушение советских законов, закованного в наручники и заведенного в туалет для получения преимущества (выгоды в виде удовлетворения потребности в мести ) одного из новых членов комсомольской организации.... А организации ли? Нет, банды. Весь фильм авторы, не осознавая разницы между этими двумя сущностями, настойчиво пытаются свести общественную организацию (6 орденов, первый - за Гражданскую войну!) к банде, преследующей антиобщественные интересы ее участников.

Но не только комсомольскую организацию дискредитировали те, кто переделывали фильм. Досталось также и советской милиции. В новом варианте дядя Эльдар преследует Вову Адидаса не потому, что он сотрудник советской милиции, стоящей на страже законов общества, а потому что у него личное. Он активизируется только получив по морде - и тогда приходит на завод к отцу Вовы и устраивает там грандиозный скандал, приказывая участникам производственного совещания держать руки на столе пока идет обыск. Ясно, что реальный советский милиционер никогда бы себе подобного не позволил. Обращаться так с гражданами, занимающими высокие посты, которые наверняка еще и почти все коммунисты, советский милиционер никогда бы не стал, и не потому что боялся, что начальство накажет - а потому что сам был частью общества, занимая в его иерархии свою роль. Такое мог себе позволить только бандит, уверенный в том, что сила и положение его банды позволит оставить подобный антиобщественный выпад ее члена безнаказанным. И в конце серии мы видим, как банда комсомольцев, войдя в преступный сговор с бандой милиционеров решает проблемы члена одной из банд.

И ведь уверен - не было задачи у авторов фильма так страшно дискредитировать идею государственности, правоохранительных органов и общественных организаций! Они просто хотели убрать "неловкий" момент с комсомольцами и показать, что правоохранительные органы обеспечивают возможность применения мер государственного принуждения, а не какая-то там жизнь и логика существования наказывает тех, кто противопоставил себя обществу. Просто такое у нас сегодня правосознание.

Хорошо бы нам начать осознавать разницу между бандой и оргаизацией...

Previous post Next post
Up