Вот такая заметка сегодня попалась:
Оригинал взят у
verybigfishв
Борьба началась?Кончилось время «серых»
Борьба с отмыванием средств в госкомпаниях, инициированная премьер-министром Владимиром Путиным, принесла первые плоды.
На состоявшейся встрече главы правительства и его заместителя Игоря Сечина последний отчитался о том, насколько эффективно выполняются премьерские распоряжения по противодействию уводу государственных средств в офшоры и на счета топ-менеджеров госкомпаний. Путин дал подобные распоряжения в декабре 2011 года, после заседания комиссии по энергетике на Саяно-Шушенской ГЭС, на котором были выявлены масштабные финансовые злоупотребления в энергетической сфере отечественной экономики.
За два с лишним месяца путинскими подчинёнными была проделана серьёзная работа. Руководство и сотрудники аппаратов двадцати одной госкомпании уже к февралю должны были сдать декларации о собственных доходах, а также доходах своих семей и родственников. Кроме того, сами компании предоставили сведения о структуре собственности всех своих поставщиков, число которых в целом по госсектору экономики приближается к десяти тысячам.
Проверки проводили сразу нескольким ведомств: ФСБ, ФНС, Росфинмониторинг и отраслевые министерства. По мнению экспертов, именно привлечение ФСБ позволило правительственным структурам реально разобраться в ситуации и «отделить зёрна от плевел». Как доложил премьер-министру Игорь Сечин, по итогам ревизии было выявлено более 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений о своём участии в коммерческих организациях.
В ряде случаев речь может идти о «серых» схемах с офшорными контрагентами, аффилированными с высшим руководством госкомпаний. Используя своё служебное положение, нечестный на руку топ-менеджер «нагружает» государственными контрактами созданные им цепочки фирм-посредников, стоимость таких сделок монопольно завышается, а выручка переводится на зарубежные счета, отмывается и присваивается создателем преступной схемы.
Такое отмывание доходов происходит не всегда, однако юридическая «недосягаемость» офшоров создаёт питательную среду для финансовых преступлений. Обрисовывая масштаб офшорных сделок, вице-премьер привёл в пример две госкомпании, объём офшорных договоров которых составляет 522 миллиарда рублей.
По словам Игоря Сечина, проверки уже привели к тому, что «ряд должностных лиц вышел из руководящих органов компаний, некоторые компании сами приняли соответствующие кадровые решения».
В свою очередь, Владимир Путин предложил ввести уголовную ответственность за сокрытие информации об аффилированности менеджмента с фирмами-посредниками. «Это создаст обстановку, при которой не возникает желания заниматься незаконной деятельностью и как-то обходить предложенные государством элементы контроля», - подчеркнул премьер. Такова лучшая мировая практика, добавил он.
Для более глубокой проверки поступающих данных Игорь Сечин предложил сделать следующий шаг и вовлечь в эту работу Центробанк и министерство финансов. Как сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков, Путин уже дал такое поручение. По-видимому, в скором времени банкам будет вменено ведение отчётности о счетах топ-менеджеров госкомпаний и даны большие надзорные полномочия по противодействию сомнительным сделкам и операциям со счетами.
Все эти меры, по мнению Игоря Сечина, призваны сформировать систему постоянного контроля над прозрачностью деятельности должностных лиц госкомпаний. Это и есть реальная борьба с коррупцией в государственном секторе экономики, о необходимости которой давно заявляет российское общество.
Неплохо выглядит, да? Теперь расскажу, как было на самом деле. Во все государственные структуры и монополии пришлел знаменитый Указ Путина о предоставлении цепочки собственников и бенифициаров всех контрагентов. РЖД запрашивала у Газпрома, Газпром у РЖД, все дружно запрашивали у муниципальных образований - а кто же у них бенифициар. Было весело и интересно! Особенно в Газпроме, где каждый департамент собирал сведения самостоятельно. Работа юридических служб была блокирована нафиг, сечас еще, кстати, не закончилось ничего до сих пор - нет-нет, да и пришлет какой-нибудь партнер письмо, начинющееся словами "В целях исполнения Указа...".
Теперь представьте, как вы сидите себе и занимаетесь своей повседневной работой, 80% из которой полная херня, и вам вдруг приходит такое письмо. Естественно, первое побуждение - выбросить его в сортир. В сортир нельзя. Значит, начинается работа по сбору информации. Второе побуждение - отписаться, что контрагентов нет. Но так, блин, тоже нельзя - палево. Тогда контрагентам рассылаются письма с требованием о предоставлении подобной информации. Кто-то присылает, кто-то забивает. Все жутко торопятся - ведь Сечину надо отчитаться! Самым умным участникам процесса приходит понимание, что все равно в этом обилии информации никто никогда разбираться не будет. Остальные, понимая, что времени нет, просто забивают на полноту сведений.
Сечин получает отчет, в котором перечислены выгодоприобретатели муниципальных образований, ОАО "Газпром" и его дочерних обществ, ОАО "РЖД" и его дочерних обществ, компаний, у которых выгодоприобретателями стоят совершенно ничего не значащие физические лица. По миру шляется довольно много людей, подрабатывающих бенифициарами для известных, и не желающих светиться личностей. А уж в Швейцарии - это вообще государствообразующий бизнес. Отчет этот такого размера, так запутан повторениями и несоответствиями, что макимальное его применение в жизни - база данных для ФСБ. И то - чисто для коммерческой аналитики, которой сотрудники торгуют направо и налево. Ибо в серьезных делах источник очень ненадежный.
Были и кадровые решения, да. В Газпроме уволили начальницу Департамента имущества - женщина работала в этой должности еще до Путина. Прпавда, уволили ее еще до того, как начали собирать сведения о бенифициарах... Но кто будет разбираться в этой хронологии? Вполне возможно, что еще несколько бедолаг пострадало. Теперь те, кто придет на их место, конечно, ничего такого делать не будут.