Светлый праздник Пасхи в Царицыне сто лет назад

May 02, 2021 12:25

Разбираю старые записи и нашла небольшую статью (хотя и написана на коленке, статьей назвать ее как-то громко). В ней кратко и немного с юмором описано, как справляли праздник Пасху в Царицыне в 1914 году. Пересмотрела кучу статей в царицынских газетах и вот набросала что-то такое что-то.
Материал я тогда отправила Романе Шкоде и он ее опубликовал на своем сайте. Вот решила залить материал еще и сюда, для архива.
Раскрою маленький секрет. В следующем году планирую статью доработать и отправить в более серьезное издание.


Для православных христиан Пасха  - главный православный праздник, главное событие года. Отовсюду слышится: «Христос Воскрес!», «Воистину Воскрес!». Как и сейчас, сто лет назад, в далеком 1914-м, во всех домах Царицына звучало: «Христос Воскрес!», «С красной Пасхой!», «С красным яичком!», «С весной, с обновлением!», «Да воскреснет Бог!»… В 1914 году Светлый праздник Пасхи праздновался 6 апреля по старому стилю. Императорская семья пребывала Крыму. Именно там, в церкви Ливадийского дворца, Их Величества с детьми прослушали пасхальную заутреню и обедню, по окончании которой «все приглашенные присутствовать на богослужении лица имели счастье принести поздравления Их Величествам и были приглашены к разговенью во дворце».

По страницам царицынских газет
Но мы остановимся на праздновании Пасхи в Царицыне. Все царицынские газеты славили этот праздник. Так, «Царицынский вестник» 6 апреля вышел не на четырех страницах, а на шести и практически полностью был посвящен пасхальной теме. Газета «Смех» тоже преисполненная пасхальной тематики, начиналась стихотворением:

Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Шумит река и шепчет лес,
Христос Воскрес - поют поля,
И веселится вся земля.
И человек и птичек рой
Кричат, шумят: Христос Воскрес!
И эхо громко за горой
Возносит звуки до небес.
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Погода на Пасху была солнечная, немного ветреной. И хотя на третий и четвертый день праздника свирепствовал сильный ветер, поднимая над Царицыном тучи пыли, праздник в городе прошел на славу.

Еще накануне праздника газеты сообщали, что «во всех городских храмах идут оживленные приготовления к Пасхе. Все старания ктиторов направлены к тому, чтобы возможно торжественнее обставить момент «Встречи Христа», т.е. момент крестового хода вокруг церкви и службу в притворе. Для всех церквей закупаются разных сортов бенгальские огни, римские свечи и проч. Судя по примеру прошлых лет, особенно торжественно «Встреча Христа» будет проходить в Преображенском храме».

В 1914 году все храмы Царицына встретили Пасху иллюминацией: «особенно отличалась внешним и внутренним убранством Преображенская церковь, ярко иллюминированная электрическими лампочками. На украшавших храм снаружи электрических лампочках ярко выступали слова «Христос Воскрес».

На оградах некоторых царицынских храмов были помещены «большие бумажные фонари с изображением событий, относящихся к воскресению Христа». Другие храмы были не прочь ввести новшества: так, например, в ограде Покровской церкви фонари изображали трамвайный вагон и аэроплан. Деревья у ограды Никольской церкви были увешаны мелкими фонариками.

Несмотря на ряд «Пасхальных происшествий», о которых сообщалось в газетах после праздников, в 1914 году пасха прошла необычно и торжественно: «В полночь при первом ударе колокола у некоторых церквей выпущены были ракеты и фейерверки».

Интересной можно назвать и культурную программу Царицына в праздничные дни 1914 года. Театр «Конкордия» в пасхальные дни радовал царицан исторической пьесой «Мазепа» (соч. Тугая) и пьесой из жизни каторжников «Грих и Кара» (соч. Третьякова). Отдельно стоит рассказать о ценах: днем историческая постановка шла «по уменьшенным ценам от 1 р. 25 к. до 12 к.»; вечером же пьесу о жизни арестантов можно было посмотреть, заплатив «от 2 р. 10 до 20 к.».

На второй день Пасхи в театре «Конкордия» открылись спектакли товарищества украинских (русско-малорусских) артистов «Малороссы» под управлением В. И. Яворского с участием известной артистки Е. Ф. Барницкой. Здесь следует заметить, что спектакли проходили с выдающимся успехом. Хотя, в небольшом пасхальном фельетоне о спектакле малороссов написано: «сбор неизвестен, так как неизвестна погода, от которой все зависит. Если снег или дождь, то в «Конкордию» собаку не загонишь».

В клубе «Взаимопомощь» в праздничные дни читал лекции г. Степпун. Конкретно на Пасху вечером 6 апреля он читал лекцию «Сократ и Софисты». Лекции эти устраивались Обществом Содействия Внешкольному Образованию.

Кроме того, сообщалось, что праздничные дни принесли большое оживление в жизнь царицынского коммерческого клуба (Французский завод). 7 апреля на его сцене была представлена трагикомедия «Старички и девчонки», 8-го - «Петька на чужбине». В шутке «Петька на чужбине» участвовали дети, после спектакля были танцы и разные игры.

Также событием праздничной недели 1914 года стало открытие г. Соградовым на Старом базаре нового «Народного театра», вместимостью до 500 человек. В объявлении указывалось, что «в театре ставятся комические пантомимы, имеется капелла и пр.». В уже упомянутом фельетоне о синематографах Царицына также упоминается: «Открываются синематографы. Все пустуют за исключением «Чар», в которых посетители сидят друг у друга на коленях и христосуются. Сбор в «Чарах» 5000 руб. в день».

К слову, некоторые царицынские газеты выпустили тематические номера только после праздников, так как на Пасху редакции не работали.

Царицане

Быт царицан в этот праздничный день можно представить по тексту небольшого рассказа «Две Пасхи» (авторство неизвестно), опубликованного в газете «Царицынское слово». Приведем текст рассказа целиком.

- Бум, бум-м, бум… Пасхальный звон.
Вскакиваю так, будто кто подбрасывает меня,  тру глаза кулаками. Непослушные веки тотчас слипаются, как от только я бросаю их тереть, а голова тянется к подушке, на которой лежит будто громадный кусок магнита.
Еще сонная, слезаю с кровати.
В одной рубашке, босиком, перебегаю комнату и заглядываю в столовую.
Горит лампа, как-то особенно мягко и светло, ласково охватывает своим светом стол, стулья, полы, все чистое, вымытое, убранное. Стоят куличи. Высокие, важные, с красиво убранными верхушками. На одном из них стоит ангелочек сахарный. Одна ножка приподнята, другая упирается в маленькое голубое облачко.
Стою с широко открытыми глазами и не чувствую, что дрожу от холода.
Из кухни волной несется вкусный запах зажаренных гусей, уток, цыплят, поросенка…
Подбегаю к одному куличу и с наслаждением прислоняюсь к нему носом.
Я уже накануне того, чтобы отщкипнуть «маленький-маленький» кусочек от искусившего меня кулича, когда входит - мать. Я бегу в спальную, торопливо разыскиваю в темноте обувь, приготовленное с вечера праздничное платье, и одеваюсь
Через час я в церкви.
Священник в белых ризах, блестящих, матово-холодных, кажутся мне совсем не людьми, а светлыми пришельцами с неба. Поют «Христос Воскресе». Сладко сжимаются веки, подкашиваются ноги.
Мать заботливо сажает меня на ступеньках амвона.
Теперь можно дремать.
Мелькают белые ризы, светлые платья, несется откуда-то с выси песнь воскресения.
Пролетел ангелочек высоко поднятым белым знаменем с золотыми буквами.
Зжась от утреннего холода, возбужденная, радостная, иду домой.
Разговляемся.

В другой статье о праздновании в Царицыне написано с юмором:
«Пасха начинается в воскресенье, радостными объятьями и жаркими поцелуями. Под торжественный звон колоколов целуются всю неделю. Первый день разговляются: едят яйца, окорока, колбасу, куличи, сырную пасху, пьют водку, вина, коньяк, ликеры. Делаются пьяными, однако не скандалят. Так встречают пасху в центре города. Чем дальше от центра, тем картина резко меняется. О коньяке нет и речи. Пьяные валяются на улице, лежат под заборами, некоторых ведут в участок на вытрезвление. Буйных усмиряют при помощи физического воздействия. Благородные визиты делаются в центре города: визитеры на собственных лошадях подкатывают к парадным подъездам, ныряют в них и чрез 10 минут возвращаются.

Городской голова, члены Управы, гласные Думы взаимно визитируют и во время визитов разговаривают о железной дороге, канализации, пушечном заводе, 2-й пожарке, пятом колесе… виноват, пятом члене Управы.
Визиты платные делаются сторожами, курьерами, швейцарами и т.д. Они с раннего утра начинают стучаться в двери обывателей и получать следуемый им гонорар.
Первый день Пасхи исчерпывается визитами и возлияниями в честь Бахуса.
Второй день - продолжение визитов. Посещение покойников».

После праздника

На праздничные дни 1914 года в Царицыне пришелся еще один праздник - годовщина пуска трамвая. На страницах газет этому событию уделено мало внимания - лишь маленькая заметка сообщает нам, что 9 апреля «в трамвайном депо за Царицей священником Строковым был отслужен молебен» по случаю годовщины и указывалось, что за год «выручка от трамвая составила почти 250 тыс. рублей».  Кроме этого, в заметке была указана информация о текущем положении дел, а именно - выручке от работы трамвая в праздничные дни. За три дня Пасхи (6 - 8 апреля) она составила около 3400 рублей, самая большая выручка - на второй день пасхи - 1224 рубля.

Также на страницах газет сообщалось, что в текущем году пасхальной корреспонденции было больше, чем в предыдущие годы: «Разборкою писем всю пасхальную ночь было занято 25 почтальонов; одних доплатных писем зарегистрировано свыше 2000 штук».

В 1914 году еще более бойко (по сравнению с прошлыми годами) шли и торговые операции. Все местные торговцы отмечали этот факт: «в крупных мануфактурных магазинах иные дни выручали до 10000 рублей, прекрасно торговали магазины готовой одежды и обуви. Некоторые торговцы, пользуясь случаем, сбывали много завали».

Не без происшествий

В пасхальные праздники, конечно же, не обошлось без различного рода происшествий. Вот лишь некоторые из них. Так, в пасхальную ночь стреляли из пугача некие Григорий Грошев и Петр Шевченков, за что на обоих были составлены протоколы. На базаре 2-й части Царицына был задержан крестьянин Иван Варенов, который до этого, «визитируя, отдал честь своему товарищу Никите Арсеньеву на Нежинской улице, уходя он прихватил плохо лежавшие у товарища сапоги и фуражку».

Несмотря на праздничные дни, в Царицыне велась борьба с пьянством. За появление в нетрезвом виде и оскорбление чинов полиции были составлены протоколы на Григория Каняева, Гаврила Федулова, Емельяна Копылова, Василий Артипова, Ивана Варенова, Макара Соколова, Михаила Тетерева и Михаила Горева.

Лишь за первые три дня Пасхи полицией было составлено свыше пятидесяти протоколов на разных лиц, «занимающихся тайной продажей казенного вина». Так, например, у Александры Белоножкиной (Хвалынская ул.) «отобрано шесть с половиной ведер казенного вина», у Веры Новиковой - 70 полубутылок, у Петра Колесникова - 125 полубутылок.

Кроме всего прочего, в пасхальные дни 1914 года на страницах газет появились сообщения о следующих происшествиях: неудачная попытка самоубийства молодого человека; драка казака с городовым с последующей госпитализацией первого в земскую больницу; драка крестьянина с женой, перешедшая в поножовщину с последующей госпитализацией дамы; драка группы молодых людей на Троицком бульваре; избиение чернорабочего на Дар-горе с оказавшимися любовной подоплекой; неудачная попытка кражи денег в билетном отделении трамвайного депо.

Библиография

1. Бережанский. Пасха в старину / Бережанский // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 2.
2. Борьба с пьянством // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 2 - 3.
3. Визитер // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
4. Воры в трамвайном депо // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
5. Выручка трамвая // Волго-Донской Край. - 1914. - 12 апр. (№ 100). - С. 2.
6. Годовщина сооружения трамвая // Волго-Донской Край. - 1914. - 12 апр. (№ 100). - С. 2.
7. Григорьев, А. Н. Светлое утро: (из посмертных стихотворений А. Н. Григорьева) / А. Н. Григорьев // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 3.
8. Две Пасхи // Царицынское слово. - 1914. - № 2 (6 апр.). - С. 2.
9. Е.Ж. Праздников праздник / Е. Ж. // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 2.
10. Жестокое избиение // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
11. За стрельбу // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
12. Кровавая месть по ошибке // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
13. Кровавая ссора в святую ночь // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
14. Новый театр // Волго-Донской Край. - 1914. - 11 апр. (№ 99). - С. 3.
15. Пасхальная корреспонденция // Волго-Донской Край. - 1914. - 12 апр. (№ 100). - С. 2.
16. Пасхальная неделя // Смех. - 1914. - № 49. - С. 1.
17. Пасхальные происшествия // Царицынский вестник. - 1914. - 11 апр. (№ 4560). - С. 2.
18. Под Светлое Христово Воскресенье // Царицынский вестник. - 1914. - 11 апр.(№ 4561). - С. 2.
19. Пожертвования // Волго-Донской Край. - 1914. -134 апр. (№ 101). - С. 3.
20. Попов, А. Независимый и свободный: [рассказ] / А. Попов // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 2 - 3.
21. Пребывание Их Императорских Величеств в Крыму // Волго-Донской Край. - 1914. - 11 апр. (№ 99). - С. 1.
22. Приготовления к Пасхе // Волго-Донской Край. - 1914. - 4 апр. (№ 97). - С. 3.
23. Происшествия // Волго-Донской Край. - 1914. - 11 апр. (№ 99). - С. 3.
24. Семейная драма // Царицынское слово. - 1914. - № 3 (10 апр.). - С. 3.
25. Семенов-Волжский. Дианка : [рассказ] / Семенов-Волжский // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 2.
26. Торговые обороты // Волго-Донской Край. - 1914. - 12 апр. (№ 100). - С. 2.
27. Увеселения // Волго-Донской Край. - 1914. - 11 апр. (№ 99). - С. 3.
28. Христос Воскрес! : [стихотворение] // Смех. - 1914. - № 49. - С. 1 : рис.
29. Христос и лилия // Царицынский вестник. - 1914. - 6 апр. (№ 4560). - С. 2.

интересное, Царицын, история

Previous post
Up