Jul 29, 2019 22:06
Основная проблема любого хенд-мейда - это несоответствие.
Несоответствие актуальных задач возможностям, допустим. Мне хочется срубить винтажный буфет в викторианском стиле, например, но до этого я не делал ничего сложнее табуретки на уроке труда, за которую наш Клёпа поставил "пару" и всё столярное мастерство на этом для меня исчерпалось. А мне вот сейчас нужен именно буфет, а не абы что, и как быть?
Стандартный способ постепенного овладения мастерством здесь не катит. У меня нет 10 лет на прохождение всех этапов обучения обычного столяра - 3 года ПТУ, лет 5 подмастерьем в подсобником ходить в мастерской, тренируясь на табуретках и садовой мебели, потом, может быть, тебя допустят шлифовать шкуркой какие-нибудь элементы резьбы в работе мастера, ну и потом, ещё лет через 10 ты доберёшься до самостоятельного проектирования и изготовления ножек того буфета или даже ящика с резным фасадом. Если талант позволит. А нет - так и никогда не доберёшься до самостоятельного изготовления мебели. А буфет мне нужен уже сейчас, а не через 20 лет!
Иллюзия "изготовить супер-пупер буфет за 5 минут из подсобных материалов, которе есть у каждого на балкончике!" создаётся нынче тытрубом, где миллион роликов о том как "быстро и легко изготовить что угодно из чего угодно!". За скобками остаётся то, что ролики эти клепают не лохи педальные, первый раз в жизни ножовку увидевшие, а профессионалы со стажем больше чем вы живёте, хоть и играют из себя "мы простые парни из колхоза, вдруг решили собрать ракету из металлолома, счас мы вам покажем как это легко!".
Профессионал - действительно сделает что угодно из чего угодно. Он на этом собаку съел и упражняется лет 30. Может ночью, по колено в воде, вслепую на звук завалить свищь в трубе и ещё потом сверху из обрезков изящный канделябр слабать с диодныме лампочками, приятно мигающими в такт симфонии Бетховена нумер пять, и при этом не просыпаясь, ага. На то он и профи, и для выполнения этого трюка он 20 лет заборы сваривал и ключи мастеру подавал. А теперь вона как может. Только вы так не сможете, хоть он вам подробно распиши что да как, и на вид оно " да что тут уметь, берёшь и вот это туда прикручиваешь, и сразу красота и щасте наступает!".
Только тут тонкость в том, что профессионал сразу видит всю технологию от "А" до "Ъ", причём на любых вводных. Нету красного дерева, а только фанера от старого дивана? Он и для фанеры уже представляет технологию как из этого слепить винтажный буфет одним напильником даже. Она у него уже есть в богатом опыте, а если чего нет, так он на ходу подрихтует опять прекрасно представляя что возможно, а что - нет.
Если вы себе представляете технологию, то сможете тоже сделать что угодно, даже не особо умея что-то. То есть автоматически спроектируете именно то, что можете сделать первый раз в жизни взяв в руку стамеску, там. Ну, например, я просто не выберу для украшения дома выпилить статую "Лаокоон" в натуральную величину на крышу, там. Я не скульптор, и вряд ли им стану, даже если лет 10 буду тренироваться на матрёшках. Тут надо просто сразу запрос урезать: украшение крыши as is - совершенно необязательно должно быть именно деревянной копией "Лаокоона", верно? "Украшение" как таковое может быть каким угодно, и из всей бесконечности вариантов найдётся несколько которые по плечу даже абсолютно безрукому гражданину. Он только должен понять что он может сделать из того что есть и как этого добиться. А вот с этим - большая проблема у дилетанта. Он даже представить себе не может как должно выглядеть то, что ему надо в аспекте доступности.
Лично я, получив некую общую задачу, уже точно могу себе представить как должно выглядеть её решение в доступном виде, какие куски металлолома мне попадались на свалке, и какие последовательные простейшие преобразования должны привести к этому задуманному. Поэтому большинство моих поделий и получается. На коленке, из говна и палок, но при этом - работает. Хоть я и не могу себя назвать каким-то особо рукастым гражданином, и уж точно - не мастер. Просто наблатыканный и хорошо рулящий в общую технологию доступного именно мне.
Большинство же граждан, насмотревшихся в тытрубе роликов просто сразу себе ставят нереальную задачу - вырубить из ёлки Лаокоона или сразу викторианский буфет со львами и тайником сляпать из старого дивана. "Я жи ролик видел, там дядька за пять минут такое сделал, я чо - хуже что ле?". Вы, может и не хуже, но в технологию не шарите вообще. Поэтому нихуя у вас не выйдет, хоть вы все ролики до дыр затрите.
Путь "оттуда" вон "сюда" у человека должен в подкорке пропечататься, а если нет, то никакие ролики не помогут.
Именно поэтому я считаю, что главный на производстве это не проектировщик и не инженер, а технолог. Который точно знает как претворить их бумажные хотелки в реальное железо, или надавать обоим по тыкве: "Ребята, вы, канеш, очень всё гениально придумали, но нарисованные вами допуски на нашем раздолбанном оборудовании и силами наличных калек нереализуемы! Режьте осетра нахер, "Лаокоона" нам не осилить, так что пусть будет петушок лубочный и нехуй выёбываться тут, Пигмалионы недоделанные!". Ну, или таки придумает нетривиальные способы выловить сотки на станке с люфтами по полмиллиметра, да. На то он и профи. А вы куда лезете, э?
тележка №,
мы стоили-строили