Когда-то давным давно, пятьсот лет назад, на месте нынешнего Царицыно в дремучих непроходимых лесах пряталась небольшая деревушка Черная Грязь. Название свое она получила от располагавшейся неподалеку целебной грязи. Согласно народному поверью, если жирно обмазаться грязью, а потом искупаться в источнике, бьющем тут же, рядом, то проходили все мыслимые и немыслимые болезни.
Слух о чудодейственной грязи дошел до Кремля, в стенах которого страдала бесплодная жена Великого князя Василия - Соломония. Князь уже устал ждать наследника и увлекся молодой красавицей Еленой Глинской. Последней надеждой Соломонии стала целебная грязь! Она зачастила к источнику. Но… государь так и не дождался, его приказом Соломонию насильно постригли в монахини, а сам он женился на Елене.
Источник действительно оказался чудодейственным! Через 9 месяцев в положенный срок в Угрешком монастыре у Соломонии родился законный наследник московского престола. Коварная Елена, сама уже будучи беременной, не могла этого допустить. Она послала верных ей людей убить и мать, и ребенка. Приказ был исполнен. Однако перед смертью Соломония прокляла весь род и потомство Глинской, а заодно и Черную грязь! Это конечно же легенда, но есть и совпадения… Как известно, у Елены Глинской родился наследник - сын Иоанн, за свои деяния и пролитые реки крови прозванный впоследствии Грозным. А вот Черную Грязь ждала своя судьба….
На престоле царствовала Екатерина II, которую часто мучили боли в суставах. Однажды, проезжая мимо Черной Грязи, принадлежавшей тогда князю Семену Кантемиру, у императрицы случился очередной приступ боли в колене. Не зная, что и предпринять, князь предложил попробовать народные средства лечения - лечебную грязь. И, о чудо! Грязь помогла! Императрица ожила, очнулась от боли и взглянула вокруг. Местные пейзажи покорили ее сердце, она тут же выкупила Черную Грязь и переименовала ее в Царицыно!
Царицыно должно было стать подмосковной резиденцией императрицы. Но царская резиденция не может быть без дворца! Императрица вызвала к себе молодого архитектора Баженова и приказала построить в «дивном месте», как она сама называла Царицыно, самый прекрасный и необычный дворец.
Баженов, потрясенный красотой царицынского ландшафта, тут же взялся за работу, подготовил более 30 проектов. Дворцово-парковый ансамбль должен был стать романтическим, с элементами классицизма и старой русской архитектуры. Императрица одобрила проект, тут же был заложен дворец, а также Хлебный дом, Оперный дом, Кавалерские корпуса в количестве шести штук, Малый дворец, мосты, ворота, цепочка прудов..... 10 лет строил Царицыно Василий Баженов, считая его самым важным творением своей жизни. Пару часов хватило Императрице, чтобы перечеркнуть всё…. На одной из аудиенций Екатерина повелела Баженову сравнять с землей все возведенные постройки. Причины такой резкой перемены императорского настроения достоверно не известны… По одной из версий, Баженов был очень близок к масонам, которых Екатерина боялась. Потому ничего не стоило убедить ее в том, что строения в Царицыне украшены масонскими символами, а весь ансамбль выстроен не по дворцовому принципу, а по монастырскому. По другой из версий, Императрица как-то решила взглянуть на строящийся дворец и поехала в Царицыно. По не знанию, она въехала не с парадного входа, откуда взору открывалось все величие и великолепие Большого Дворца, а с черного…. Увиденное ей совсем не понравилось, она посчитала, что такой дворец не достоин её императорского величества. Хотя эта версия вызывает большие сомнения, потому что доподлинно известно, что Великая Царица в Царицыне после его переименования никогда не была.
Новый дворец поручили строить другому великому русскому зодчему, ученику Баженова, Матвею Казакову. Он с охотой взялся за работу. Вскоре по его проекту возвели похожий на сказочный готический замок Большой дворец. Но, видно, проклятие Соломонии оказало влияние и на него. Факт остается фактом: практически законченный Матвеем Казаковым Большой дворец внезапно загорелся и рухнул! Узнав о случившемся, Екатерина, полностью охладевшая к строительству, оставила затею с Царицынским ансамблем и больше к ней ни разу не возвращалась. Все последующие императоры также пытались что-то построить и перестроить в Царицыне, но никому из них ничего стоящего сделать так и не удалось.
210 лет все это стояло, пока правительство России не передало весь этот комплекс в собственность и под ответственность города Москвы. Тогда и начались реставрационные работы знаменитой усадьбы, которые должны были закончиться к празднованию 860-летия Москвы. Проект работ был разработан так, чтобы в результате реставрационных и ремонтных работ внешний вид дворцово-паркового ансамбля «Царицыно» и порядка 70 объектов, не изменился. Все технические и подсобные помещения, гардеробы, кафе расположились под землей на территории между Большим Дворцом и Хлебным домом. Благодаря этому, ансамбль Царицыно не будет перегружен дополнительными зданиями, которые бы могли исказить его вид.
Знаменитая усадьба Москвы, над которой на протяжении многих веков витал рок, после реконструкции открыла свои двери в срок, 2 сентября 2007 года. Дворец не удалось построить Баженову, не удалось перестроить Казакову... Неоднократные попытки реставрации заканчивались ничем... Но, кажется, энергетика Лужкова, похоже, все-таки победила древнее проклятье Соломонии. В этом мы смогли убедиться лично, посетив усадьбу в один из морозных дней новогодних каникул 2008 года.
Большой Дворец (1786-1796), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств В.И.Баженова. Дворец М.Ф. Казакова представляет собой более компромиссный вариант соединения классицистической объемно-планировочной структуры дворцовой постройки с наложенным на нее “готическим” декоративным убранством. Дворец имеет 68 саженей в длину и 20 саженей в ширину и господствует в панораме Царицыно.
Хлебный дом (Кухни, Кухонный корпус) (1784-1785, арх. В.И. Баженов). Одна из самых значительных и крупных построек Царицына. Расположен у Оранжерейного моста на границе пейзажного парка и архитектурного ансамбля. Массивный двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами и внутренним квадратным двором. Высокие и просторные сводчатые залы внутри Хлебного дома напоминают скорее дворцовые покои, чем служебные помещения. В цокольном этаже по проекту Баженова должны были разместиться погреба и ледники, в двух верхних - кухни, кондитерские, скатертные, жилые помещения для служителей. Строительство "кухонь" началось в последнюю очередь, когда почти все остальные постройки ансамбля были возведены. Это было тяжелое время для Баженова. Денег на строительство почти не отпускалось. Тем не менее, к лету 1785 корпус был возведен.
Большой мост через овраг (1778, 1784-85), сооружен архитектором В.И. Баженовым, за исключением парапета, который Баженов не успел построить. Парапет был сделан в 1808 из кирпича двух разобранных по ветхости "домиков". Мост через овраг находится между Третьим Кавалерским корпусом и церковью. При постройке грунт был укреплен деревянными сваями, на которые опирался мост.
Третий Кавалерский корпус - условное название одного из трех служебных корпусов, который был выстроен в 1776-79 В.И. Баженовым. Краснокирпичный с резным белокаменным декором дворец расположен между Фигурным мостом и церковью. Его мощный, в плане прямоугольный, с двумя скругленными углами, объем и выступающей полуротондой круглого зала, над которым до 1850-х возвышалась башенка-бельведер, отмечает краеугольное положение павильона в ансамбле.
Церковь во имя Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Царицыно основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными (1684-1689). Первоначально деревянная, церковь посвящена иконе, сюжет которой в стенописях появляется в начале 14 века, а в иконах - в конце 17 века. Иконография образа происходит из Константинополя, в 17 веке этот образ связывался с исцелениями от физических недугов. В 1722 деревянная церковь голицынского периода заменяется на каменную с деревянным восьмериком. На месте этого здания в 1759-65 была построена ныне существующая церковь.