"Могилу Шмуэля" мы посетили впервые за много лет и обнаружили, что и здесь наше прошлое стремительно меняется. Дело в том, что уже несколько лет её копает археологическая экспедиция под руководством Бени Ар-Эвена, который и вёл экскурсию от Яд Бен-Цви, в которой мы участвовали месяц назад.
Здание "могилы" на вершине стало теперь частью верхней части холма -- крепости крестоносцев, и к ней добавилась нижняя часть -- крупный город Хасмонейского периода. Нам рассказали, как этот город идентифицируют, мог ли он как-то быть связан с Шмуэлем, почему города не стало и почему его развалины сохранились только в нижней части холма, что за здание построили крестоносцы на вершине, по какой технологии они проводили рвы вокруг крепостей, чем был холм во время войн 20-го века и чем он должен стать через несколько лет.
Город Хасмонейского периода закончил своё существование около 50-го года до н.э. по непонятной причине. Уже после этого произошло землетрясение, превратившее брошенные трёхэтажные(!) дома в завал. Начинать строительство на соседнем участке оказалось, по-видимому, легче, чем разбирать завал, и город восстановлен не был.
Многоэтажные домаПока существовал, город имел чёткую планировку, продуманную водную систему.
Личная ванна
Самые древние следы проживания: винодавильня 8-го века
Подпись каменщика, для отчётностиПри Византии, на том же месте находился монастырь, Это мы знаем благодаря гончарному делу, которым здесь занимались в раннемусульманский период. В районе обжиговой печи найдены печати с именами хозяев, но, кроме того, на них появляется и "Дир Самуель", то есть византийский монастырь, причём какая-то традиция, связывающая его с Шмуэлем, существовала, очевидно, уже тогда.
Глиняные печати, кстати, имеются и в древнем слое, но их назначение там иное: налоговая отчётность. Причём по числу найденных печатей этот город неожиданно занял третье место в стране, после Рамат Рахель и Города Давида. Тем самым, речь идёт о каком-то очень значительном административном центре. Ар-Эвен предлагает идентифицировать его как
Мицпа, вступая этим в спор с теми, кто находил Мицпа в Тель-Нацба. Заметим, что хотя Шмуэль родился и умер в городе Рама, бо́льшая часть его деятельности связана с Мицпа, поэтому традиция связи города с его именем вполне может предшествовать монастырю.
Ар-Эвен рассказывает свою теориюКрестоносцы обрили вершину холма по самую скалу, не оставив на ней от древнего города решительно ничего. На самой верхушке они поставили церковь, которая и стала, после пристройки минарета, могилой Шмуэля. Крестообразная планировка прослеживается и сегодня, а под нынешним входом найдена полукруглая кладка апсиды. Впрочем, то здание было наполовину разрушено турецкими бомбардировками в конце Первой Мировой войны, а видим мы результат реставрации англичанами.
Эти траншеи не удалось взять в Войну за НезависимостьЕщё крестоносцы поставили жилые помещения, через которые планируется провести смотровую дорожку, когда Наби Самуэль станет Национальным Парком.
Основное жилое помещение
Источник -- удобное место для пикника в будущем парке
А вот со рвом у крестоносцев произошёл облом. Далеко на севере армия крестоносцев была разбита Салах Ад-Дином, и достроить ров не удалось. Для них это было катастрофой, но для нас -- великолепный случай, благодаря которому мы можем наблюдать технологию строительства на всех стадиях. Сначала пробивались узкие и глубокие каналы, а также горизонтальные пазы. Потом в пазы загоняли брёвна, смачивали их водой, и, намокая, они разрывали камни. В Наби Самюэль, есть и участок готового рва, и участок с пробитыми каналами.
В Иерусалимской цитадели ("Башня Давида") такого не увидишь.