Путешествуют по миру многие, но обычно не в инвалидном кресле. Поэтому до недавнего времени я не очень представлял себе, как это делается, и даже не знал, трудно ли это. А, съездив, решил поделиться опытом, интересным, главным образом тем, кто подумывает о такой поездке сам, хотя техническими подробностями я постараюсь не слишком увлекаться.
Многое, разумеется, зависит от направления поездки, даже и без инвалидного кресла, но с ним многие трудности могут стать критическими. Поэтому, не имея опыта, мы выбрали Голландию - направление, представлявшееся лёгким и, действительно, оказавшееся таковым. Во-первых, почти во всех общественных местах - улицах, музеях и т. д., голландцы позаботились о доступности для инвалидов. Точнее, позаботились во всех, но не всюду это оказалось полностью осуществимым. Во-вторых, естественный плоский ландшафт облегчает перемещение. А теперь по порядку.
Перелёт. Как авиакомпании, так и наземные службы умеют перевозить инвалидов. Всюду есть специальные туалеты и лифты.
- При покупке билета надо заполнить и подписать у врача бланк на тему степени самостоятельности пассажира.
- Нас запугали обязательностью особой медицинской страховки, но на деле никто о ней не спросил. Если же брать её безотносительно к полёту, то нужно быть готовым вчитываться в текст, поскольку речь будет идти об "обострении уже имеющейся болезни".
- Проходы в самолёте у́же инвалидного кресла. Поэтому инвалида на его место доставляют в специальном узком кресле, причём на земле за это отвечают наземные службы со своим креслом, а в воздухе - экипаж со своим.
- Само место стараются выделить поближе к туалету, чтобы надобности в перевозке во время полёта, по возможности, не было.
- В самолёт инвалида доставляют первым, а увозят - последним. Поскольку этим занимаются наземные службы, инвалид покидает самолёт, когда тот уже заполнился уборщиками, невидимыми для обычного пассажира.
- На паспортный контроль инвалид идёт через отдельную очередь. То же может быть при просвечивании, check-in и т. д. В результате, к получению багажа он приходит вместе со всеми.
- Некоторые, опущенные здесь, интимные подробности оказались незнакомы работницам аэропорта, производившим личный досмотр. И тогда они совершили чудо. Подойдя к, казалось бы, глухой стене, они потянули какую-то ручку, и прямо из стены в зал вышел складной домик, в котором и был продолжен досмотр.
Гостиница. Во многих гостиницах есть условия для инвалидов, но, к сожалению, это трудно узнать, скажем, на сайте Booking, а главное, там нельзя заказать номер с такими условиями. Для этого необходимо списываться с гостиницей.
- Главное условие - проход в номер без лестницы. А также в столовую или ещё куда надо. И чтобы инвалидное кресло проходило в комнату.
- Сами условия денег не стоят, но их необходимость сужает выбор и, таким образом, косвенно удорожает гостиницу.
- Возможность съёма частной квартиры мы не проверяли, потому что в этом случае не поможет даже переписка с хозяином. Он может просто не понимать, что означает доступность для инвалида.
Аттракции и транспорт. Как уже было отмечено выше, общественные места в Голландии оборудованы лифтами и трапами. Но частные, как правило,- нет.
- Лифт делает здание доступным для инвалида, но не так же легко, как для здорового человека. Инвалиду нужно значительно больше места, и, если этаж не последний, то лифт занят, и войти в него не удаётся. А поскольку альтернативы нет, остаётся только ждать, возможно, довольно долго. Впрочем, люди в этой стране так же приветливы, как и здания: несколько голландцев вышли из лифта и продолжили путь пешком, чтобы освободить нам место.
- Если здание не построено специально как музей, то осмотреть его удастся лишь частично. Например, Вильгельм Оранский был застрелен на лестнице, поэтому следы пуль инвалид может посмотреть только на фотографии.
- Общественный транспорт приспособлен к инвалидным коляскам лишь частично. Надо заранее проверять, есть ли на станциях погрузки-разгрузки платформа для закатывания коляски. В трамвае следует выбирать ту дверь, на которой обозначен инвалидный значок.
- Бо́льшая часть прогулочных лодок требует спуска по лестнице. Но есть лодки с подъёмником, надо только прибыть к отплытию заранее, пока капитан не занят другими пассажирами.
- Самый голландский вид траспорта - велосипед - кажется совсем не подходящим для инвалида, но это не так. Есть пара компаний, у которых можно снять велосипед для инвалида, то есть двуместный: на педали, разумеется, придётся давить сопровождающему. Есть два вида таких велосипедов: на один инвалид пересаживается из инвалидной коляски, а на другой закатывают всю коляску.
- Кстати о сопровождающем. Во многие из вышеупомянутых аттракций его пускают за полцены или вообще бесплатно.
Есть ещё один важный параметр, от которого зависит очень многое: состояние путешественника в инвалидной коляске. Если ему просто трудно ходить, его опыт, думаю, будет значительно отличаться от описанного. Потому что в нашем случае ходьба была невозможна.