Каким должно быть отношение к войне у философа, т.е. у того, кто призван осмыслять происходящии в человеческом бытии процессы с соблюдением эмоциональной и рассудочной дистанции? И что такое сама война: отец всех вещей (Гераклит) или мать всего (Эрнст Юнгер)?
И отцовство, и материнство, приписываемые войне, демонстрируют степень ее всеохватывающего господства над человеком, а история знает множество имен тех, кто, «соблюдая рассудочную дистанцию», не переставал быть хорошим солдатом, со всем сопутствующим эмоциональным багажом, пусть и осмысляемым иначе.
Знаменитый Диоген не только искал с факелом «настоящего человека» средь бела дня, но и участвовал в войнах, и даже однажды попал в плен. Аристотель, если сам не сражался мечом, то направлял своими мыслями огромную армию Александра Македонского.
Петр Чаадаев, прежде чем стать автором «Философических писем» и «Апологии сумасшедшего», проявил храбрость в битве под Тарутино.
Неоднозначный Ницше с его трагичным возгласом «Почему я так мудр? Почему я так умен?» отправился добровольцем на франко-прусскую войну 1870 г. Мудрость и ум не удержали его вдали от грохота орудий.
Людвиг Витгенштейн в Первую мировую идет добровольцем на фронт, и уже в плену пишет свой «Логико-философский трактат», а во Вторую мировую не попадает на передовую только из-за пожилого возраста, и служит санитаром в военном госпитале. Он посчитал, что в такую лихую годину заниматься кабинетной философией глупо.
Представитель львовско-варшавской философской школы Казимеж Айдукевич воюет в Первую мировую, а потом добровольцем - в советско-польскую войну 1920 г.
http://interaffairs.ru/read.php?item=12384