2 июля 2010 года в компании с интересной девушкой по имени Ольга, я прогуливался в окрестностях парка Ботанический сад.
Нам очень скоро надоело ходить проложенными тропами и дойдя до мостика мы свернули с общей дороги в глубь леса.
Не торопясь мы шли вдоль реки и вдруг нам открылись очень живописные места.
Я посмотрел на красивую девушку, осмотрелся вокруг и у меня возникло множество идей.
Начался процесс создание портрета. Как-то плавно наша «съёмочная площадка» переместилась в воду.
Ольга творческий человек и базовые композиции портрета ей бы вряд ли понравились.
Пришлось исследовать, импровизировать и пытаться найти наиболее интересные решения.
Это был довольно интересный опыт в моей фото практике.
Когда на съемочной площадке встречаются два творческих человека сумевших найти общий язык
получается нечто очень интересное.
Я фотографировал как пленочной так и цифровой камерами.
В этом запись моего фото жунрала я затрону только пленочную часть съемки.
Более того мой выбор пал именно на черно-белую негативную пленку.
Правда, здесь хочу разместить и один кадр с цветной пленки.
Кто желает посмотреть на цифровую версию этой фотосессий выполненной в цвете прошу
сюда(нажмите на синий текст, чтобы перейти в эту запись).
В этой записи очень хочу поговорить с вами о черно-белой фотографии!
Прошу вас поучаствовать в этом! Желаю приятного просмотра и чтения.
Пленочная камера Canon EOS 30
Объективы:
Canon EF 50 mm f/1.4 USM
Canon EF 85 mm f/1.8 USM
Фотопленки:
Fuji Neopan 100SS Fine Grain film for black&white prints
Kodak Professional Portra 160 NC
Искренне Ваш,
фотограф Владимир Горбунов!
02.
03.
04.
05.
Немного истории фотографии.
Примерно в 1839 году стараниями
Дагера Луи Жак Манде мир увидел нечто похожее на первый фотоаппарат, а далее первые фотографии (дагерротипы).
У Дагера ушло одиннадцать лет изнурительных экспериментов, что бы добиться успеха. Дагерротипы были либо черно-белыми,
либо с преобладаниями светло-коричневых оттенков (сепия). Шумихи по этому поводу было очень много.
Особенно отличились художники, ведь их заработок почти полностью испарился. К счастью, художество как вид изобразительного искусство
не было уничтожено и живет до сих пор! Из года в год все больше людей стало выбирать дагерротипы, а не картины. Причина в практичности и доступности.
Теперь семейный портрет могли себе позволить не только аристократы, но даже простые работяги.
Теперь о цвете. Первая цветная фотография была сделана в 1861 году
Джеймсом Максвеллом, английским физиком.
Но массовость она обрела примерно с 1904, когда фирма "Люмьер/Lumière " подарила миру первые пластины для цветной фотографии.
Спасибо талантливым
братьям Люмьер за их «автохром» (фр. Autochrome Lumière). До этого цветную фотографию могли получить только путем сложной ретуши,
а именно раскрашиванием акварелью. Такую услугу оказывали искусные мастера за приличные гонорары с 1840 года.
Более того, на такую ретушь уходило много времени. Казалось бы с появлением цветной фотографии нужно радоваться, но на деле оказалось иначе.
Теперь больше всех шумиху подняли сами фотографы чуть не обвинив цветную фотографию ересью.
Аргументы были очень разные. Фотографы заявляли, что у такой фотографии нет «души», кто-то нет выразительности, что она попросту уродливая и т.д.
К счастью, были и другие фотографы, которые интуитивно осознали, что будущее именно за цветной фотографий.
Стараниями людей, вдохновленных цветом, фотография обрела множество уникальных оттенков.
Я намеренно не писал про камеру-Обскура; Тальботипный и Коллодионный процесс получения негативных изображений;
и об огромном количестве очень важных вещей в фотографии. Просто в этом посте у меня не было желания раскрыть всю историю фотографии.
Это очень ёмкая и занимательная тема и к ней с разбегу подходить не стоит.
Напротив в этом посте мне хотелось немножко поговорить о черно-белой и цветной фотографии.
А как можно об этом говорить не коснувшись истории?
Кто заинтересуется историей фотографии, очень рекомендую посетить как страничку
agnesvogeler так и лекции Ирины Толкачевой.
Это очень интересная и приятная в общении девушка, которая очень здорово излагает свои мысли.
Свои лекции она сопровождает раритетными иллюстрациями классиков и современников.
Ирина искусствовед, куратор выставок, член Ассоциации искусствоведов и просто хороший человек.
Так же очень коротко об истории фотографии можно прочитать здесь:
http://www.3dnews.ru/editorial/foto_history Кто-то сказал, что человек, не знающий своей истории, как бы теряет будущее. Думаю тут есть над чем задуматься.
Разве можно забыть о потрясающих фотографиях классиков.
Сколько они потратили сил и труда, что бы мы увидели сегодня историю развития человечества.
За что я люблю цвет, а за что монохром.
Хочу немного по рассуждать на тему какое же решение лучше цветное или черно-белое?
Если у человека спросят: «Какое бы ты зрение захотел иметь до конца своих дней цветное или черно-белое?».
Ответ будет очевидным. Не нужно быть гениальным социологом чтобы понять, что большинство людей планеты
Земля выберут именно цветное восприятие этого мира. Но, конечно, будет и небольшой процент «чрезвычайно творческих» людей,
которые выберут исключительно черно-белое зрение.)))
Я люблю фотографию в целом. Я люблю цветную фотографию и люблю черно-белую фотографию с различными вариациями монохромных полутонов.
Но, конечно, основная часть моих фотографий цветные. Просто потому что я так вижу этот мир - в цвете!
Моя основная задача как фотографа, по возможности, максимально достоверно отобразить увиденное.
Иногда я радуюсь цветам фотографии только что полученной с камера.
А иногда оттенок за оттенком я «оживляю» фотографию в Adobe Photoshop различными вариациями цветокоррекции.
06.
Мир цвета особенно прекрасен! В нем целый океан потрясающих оттенков и роскошных переходов между ними.
Каждый оттенок несет в себе огромное количество информации, которую так четко фиксирует человеческий мозг.
Цвет может заставить нас удивиться или проигнорировать, радоваться или грустить, успокоиться или стать раздраженным,
восстановить силы или испытать усталость, «пробудиться или заснуть». Но при всем этом, я просто не могу отказаться
и от черно-белой фотографии! Да, таких фотографий у меня не так много, как цветных, но они есть были и будут!
Черно-белый мир по своему прекрасен. В нем так здорово концентрируется внимание на основных элементах композиции,
в том числе из-за отсутствия отвлекающих цветов. У него свое уникальное настроение. У него свой неповторимый стиль.
Каждый из нас, просматривая такие фотографии, словно ненадолго погружается в старину.
Мне очень понравилось как написал о черно-белой фотографии, к сожалению, не известный автор.
Очень хочу привести его слова:
«В чем же прелесть и главные особенности черно-белого фото? Прежде всего, черно-белое фото акцентирует внимание зрителя на линиях,
фактуре, форме объекта, на игре света и теней. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность.
Порой различные цвета мешают сосредоточиться на главном, делая изображение излишне сумбурным.
Черно-белое фото, напротив, позволяет исключить все лишнее и сосредоточиться на главном, расставляя нужные акценты в изображении.
Недаром художественный портрет в черно-белом фото считается классикой у профессиональных фотографов, поскольку ч/б изображение
помогает точнее передать характер и истинную сущность человека.
Черно-белые фотографии также прекрасно передают настроение, глубокий смысл или личные переживания героя.
Они позволяют в полной мере запечатлеть личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл.
Кроме того, черно-белые фотографии обладают своей собственной аурой старины, от которой порой веет таинственной грустью и какой-то теплотой.
Цветные фотографии, к сожалению, не могут передать всю гамму чувств и душу снимаемых объектов. Именно поэтому многие люди любят пересматривать
свои черно-белые фотографии в старых альбомах. Многим хочется вновь ощутить прежние переживания, воспоминая, образы.
Меж тем, отсутствие цветов в фотоизображении заставляет фотографа непрерывно совершенствовать свое искусство композиции и фотографические приемы.
Только это позволяет получить качественное и запоминающееся черно-белое фото, поскольку все огрехи в этом случае будут видны как на ладони.
Необходимо четко акцентировать все детали черно-белого изображения, чтобы получить нужный художественный эффект. Это является главной причиной того,
что на профессиональных фотокурсах преподаватели часто начинают обучение именно с освоения приемов и средств черно-белой фотографии.
Это необходимо для того, чтобы студенты научились грамотно концентрировать свое внимание на композиции, определять контрастность и структуру
снимаемого объекта, тем самым, совершенствуя свой фотографический почерк.
Выбирая объект или сцены из окружающего мира для черно-белой съемки, фотограф уже должен заранее понимать и видеть каким получится снимок
в черно-белом цвете. Необходимо отбрасывать все цветовое наполнение, сосредоточившись лишь на главном - фактуре, тональности и контрасте
снимаемых объектов. Безусловно, для этого фотографу, возможно, придется поменять собственное видение и восприятие окружающего мира.
Требуются долгие практические тренировки, в результате которых можно, наконец, приобрести необходимые навыки и то мышление,
которое позволит фотографу в дальнейшем оптимально воплощать свой первоначальный творческий замысел в интересных и запоминающихся
черно-белых фотографиях. Важно также уделять пристальное внимание таким деталям изображения как передний план и перспектива, чтобы создать единую,
гармоничную картинку. Опытный фотограф способен практически сразу же заметить те объекты и обстановку, которые будут отлично смотреться
на черно-белом фото. Фотографам-любителям можно рекомендовать подбирать объекты или сцены с рельефными формами,
контрастной фактурой и интересными повторяющимися деталями.
При черно-белой съемке нужно в полной мере использовать творческое мышление, в частности, пытаться менять ракурс или освещенность.
Изменяя ракурс фотосъемки, приближая изображение или снимая с верхней точки, можно акцентировать внимание зрителя на деталях,
придать фотографии нужную эмоциональную выразительность и глубокий смысл. При портретной съемке это, помимо всего прочего,
позволяет наиболее точно отразить характер и настроение человека. Стоит всегда иметь в виду, что из-за отсутствия цветового наполнения,
игра со светом при ч/б съемке становится очень важной составляющей успеха. Не секрет, что художественное восприятие
от одного и того же объекта может существенно различаться при разных формах освещенности.
Поэтому грамотная работа со светом позволяет фотографу подбирать лучшую тональность и контрастность снимка для реализации своих творческих идей.
Черно-белая фотография и сегодня имеет множество поклонников как среди фотографов-любителей, так и среди настоящих профессионалов фотоискусства.
Черно-белое фото не является бесцветным, поскольку помимо черного и белого на фотографии присутствует множество полутонов, правильное сочетание которых
дает удивительный художественный эффект. Поэтому именно черно-белые фотографии могут в полной мере отразить настроение, душевный порыв или эмоции.
Порой они кажутся простыми и красивыми, но способны нести очень глубокий смысл.
Выразительность и интересное эмоциональное наполнение черно-белой фотографии достигается только профессиональной работой фотографа,
его творческим мышлением, умелой игрой с контрастностью и светом. Для успеха в черно-белой фотографии требуются регулярная практика и творческий подход,
а также умение увидеть и почувствовать оригинальные сюжеты для черно-белой съемки.»
Источник:
http://www.fotokomok.ru/cherno-belaya-fotografiya/ Хочу так же привести очень интересную точку зрения выдающегося французского классика
Анри Картье-Брессона о черно-белой фотографии:
«Я опасаюсь, чтобы такой сложный элемент, как цвет, не пошел в ущерб жизненной правде и той простой выразительности,
которую мы можем иногда запечатлеть в черно-белой фотографии. Чтобы создавать действительно цветные фотографии,
надо иметь возможность управлять цветом и находить свободу высказываться на основе великих законов, сформулированных импрессионистами,
и которые даже фотограф не может игнорировать («закон одновременных цветовых контрастов» - который позволяет предвидеть изменение цвета
одного предмета в соседстве с другим, поскольку один предмет стремится передать свой цвет другому и т.д.).
Воспроизведение на изобразительной плоскости цветовых соотношений, встречающихся в реальном пространстве,
порождает множество довольно сложных проблем - некоторые цвета поглощают свет, другие его отражают, следовательно
некоторые цвета дают эффект удаления, другие приближения. Необходима соответствующая коррекция цветовых отношений,
так как цвета, в природе находящиеся в глубине пространства, требуют отличного от естественного размещения на изобразительной плоскости».
Так же он очень интересно высказывался о резкости в фотографии:
«Я с иронией отношусь к идеям некоторых лиц, использующих фотографические технологии, отличающиеся неумеренным стремлением
к четкости изображения, к супер-резкости, тщательной вылизанности картинки, или они надеются этой оптической иллюзией сделать изображение
еще более реальным? По-моему, они столь же далеки от понимания настоящей проблемы, как и их предшественники из другого поколения,
которые прикрывали «артистичной» размывкой свои анекдоты.»
Подводя итоги.
Исходя из запросов моих клиентов, мне стало очевидно, что сегодня в большинстве своем люди выбирают цветную фотографию.
Например, весь мой фото репортаж цветной.
В свадебной фотографии я делаю многое, что бы люди увидели «вкусные цвета».
То есть те оттенки которые наиболее точно, ярко и красочно передают атмосферу этого дня. Но здесь же у меня бывают и черно-белые работы.
Что касается портрета то тут обязательно бывают и черно-белые работы. Но опять же на цвет я делаю больший упор, чем на монохром.
Например, если говорить о девушках, то они очень стараются, выбирая прическу, макияж, одежду.
И я просто не могу их лишить цветовой версии их портрета. Хотя признаюсь, были у меня полностью черно-белые серии.
Они даже очень нравятся моим клиентам. Но опять же все субъективно. Все мы разные.
Предметная фотосъемка - по умолчанию почти вся цветная. Предметных дел мастера годами ломают голову с целью получить неповторимые
цвета в своих изделиях. По этой причине многое делается, что бы цвет фото максимально соответствовал цвету предмета в реальности.
Путешествия и природа - отдаю предпочтения цвету. Но тут иногда так же появляются интересные монохромные зарисовки.
Подводя итог, хотел бы заметить следующие. В моем случае цветная фотография является абсолютным большинством.
Мне просто не хочется игнорировать огромные труды людей работающих в области цвета.
Несмотря, на это я не собираюсь отказываться от черно-белых полутонов в своих работах.
Есть фотографии классиков и современников, которые меня просто потрясают своей глубиной.
Монохром будет жить ровно столько же сколько будет жить фотография и кинематограф. А это видимо не мало))).
Даже самые инновационные технологии в цвете, не заставят людей полностью отказаться от черно-белой версии окружающего их мира.
Кстати, не нужно забывать, что с прогрессом в области передачи цвета, параллельно идет прогресс в области передачи черно-белых оттенков
и полутонов между ними. Это выражается, например, в фотопленках и ПЗС матрицах цифровых камер, устройствах скана, матрицах мониторов,
чернил принтеров и цветопередачи фотобумаги.
Так же хотел сказать о, том, что многие почему-то считают, что если речь идёт о художественной фотографии, то это обязательно черно-белые работы.
По моему мнению, это большое заблуждение! Художественная интерпретация мира, не привязана не к черному, не к белому, не к серому, и не к цветному.
Оттенки в этой области фотографии нередко уходят на задний план. Художественная фотография, это очень субъективная область.
Если у человека развито творческое восприятие, то он из любого ресурса оттенков «нарисует гармоничное полотно».
Каждый фото художник может много поведать об этом, но его мнение может совершенно не совпадать
или быть противоположным мнению другого фото художника. Просто они воспринимают этот мир по-разному.
Если бы все мастера видели мир одинаково, то возможно, изобразительное искусство прекратило бы своё развитие и жизнь.
Какой интерес, если все люди рисуют одно и тоже в одинаковом стиле? Думаю никому.
В завершении своих мыслей на эту тему, хочу пожелать всем вам практиковаться как в черно-белой так и в цветной фотографии.
Прочувствуйте разницу на своем личном опыте. Поделитесь своими наблюдениями и результатами по этому поводу со мной.
Не важно, какой жанр вы предпочетаете. В любой области фотографии есть очень интересные решения.
Буду очень благодарен вашим комментариям в этом вопросе! Всем искренне желаю творческих успехов!
P.S. После того, как вернусь из командировки выложу цветную версию этой портретной серии.
Цветная версия была отснята на цифровую камеру.
А также вас ждет небольшой «за кадром/backstage» с места съемки.